Сохранит ли Клайпеда право на перевозку белорусских грузов?
Латвийский министр сообщения Талис Линкайтс заявил о том, что политическая ситуация в Беларуси не должна влиять на грузопоток, следующий в Латвию из соседней страны. Рига кровно заинтересована в том, чтобы сохранить транзит из Беларуси в страны Северной Европы.
Впрочем, правительство Латвии не отрицает того, что отношения с белорусским президентом мягко говоря натянуты. Александр Лукашенко намерен твёрдо противостоять польско-литовскому «крестовому походу».
Литва оказалась в двойственном положении. С одной стороны, являясь членом НАТО, Рига не может сохранять политический нейтралитет, а вынуждена присоединиться к бойкоту, объявленному белорусской экономике. При этом отказ от бонусов за счет транзита грузопотока из Беларуси способствует образованию в национальном бюджете обширной «дыры».
Транзитная отрасль республики и так находится не в лучшем состоянии. Поэтому правительству страны приходится крайне осторожно выстраивать отношения с «мятежной» соседкой. Критической состояние транзитной отрасли Литвы обусловлено снижением объёмов грузопотока с российского направления. Его потеря грозит порту Риги потерей существенной доли доходов. Министерство сообщения Латвии напрямую обратилось к российским коллегам сохранить все договорные отношения, заключённые ранее.
Жёсткая позиция России не оставила латышам выбора. Необходимо налаживать отношения с белорусами. В 2019 году через прибалтийские порты прошли грузы из Беларуси с калийным удобрением. Продукция машиностроения, сельского хозяйства и пищевой промышленности также пока движутся в направлении Прибалтики. Вот только срок договорных обязательств подходит к завершению. В прошлом году порт Клайпеды организовал перевозку более 14 млн тонн грузов из соседней страны. Это составило более одной трети от всего объёма данного порта.
Условия экономического кризиса требуют от правительства Латвии мобилизовать все возможные ресурсы. Отказ в подобной ситуации от белорусских грузов может привести к банкротству ряда предприятий республики. Например, только работа порта обеспечивает достойный уровень жизни для 58 тыс. рабочих. С учётом того, что число жителей Клайпеды составляет 150 тыс. человек, то порт, таким образом, даёт работу едва ли не каждому второму горожанину.
Литва и так в условиях экономического кризиса, если ее лишить белорусских грузов, то начнется банкротство предприятий. Деятельность порта обеспечивает 58 тысяч рабочих мест. Если учесть численность населения Клайпеды 150 тысяч человек, то порт обеспечивает работой каждого третьего.
Однако после президентских выборов именно Литва поддержала идею санкционного давления на Минск. Президент Белоруссии обвинил соседей в том, что они забыли, что такое Белоруссия и заявил, что Минск откажется от портов Литвы при экспорте своих грузов.