Политика препятствует свободному товарообороту
Президент Беларуси, призывая границу страны с Литвой и Польшей, видимо, не думал о последствиях. Это привело лишь к усиленным досмотрам грузов. Грузы на границе Беларуси простаивают до пяти дней, в итоге получается срыв поставки европейских транзитных грузов. Если же перестраивать маршруты доставки грузов, то это ведет к увеличению издержек.
Все дело в том, что расположение складов в Литве расположено таким образом, что самый кратчайший путь доставки грузов из Европы в Россию – это Белоруссия. Лукашенко также заявил, что Минск вынужден в связи с событиями в Белоруссии закрыть государственную границу с Литвой и Польшей, а также усилить границу с Украиной. Между тем массовые досмотры фур, которые перевозят грузы, идущие через Литву на территорию России, начались ещё в начале сентября.
Не так давно появились слухи о том, что нужно привозить грузы в Белоруссию минуя страны Балтики. Правда, это сообщение было позже опровергнуто. Но на некоторых пунктах пропуска в той стороне, где Беларусь граничит с Украиной и Польшей, был начат ремонт пунктов пропуска. Соответственно это затрудняет проезд большегрузов, и данное с решение белорусских властей в отношении транспорта бьёт по русскому и по литовскому бизнесу.
Если обратиться к статистике, то в 2019 году досмотр груза, идущего транзитом через Беларусь в Россию, составлял один груз из ста. В последнее время уже все российские грузы на границе Беларуси проверяются, и это значительно усложняет работу пунктов пропуска. В итоге создаётся очередь из фур и соответственно срок срыва поставок увеличивается.
Конечно же российские операторы просматривали возможные объезды. Например, можно выезжать из Латвии в Россию напрямую, но это получится крюк в 200 км. Если перевести на язык цифр, то подорожание доставки груза увеличится на треть. Согласитесь, что это не выход, да и на данном участке границы фуры стоят также долго - от 3 до 5 дней.
Есть еще второй выход - это обход грузов через русско-польский участок. Но в данном случае крюк увеличивается вообще на 350 километров. Нетрудно догадаться, что это также невыгодно российским логистическим операторам. Нетрудно посчитать и рост себестоимости доставки, учитывая, что крюк в 200 км увеличивает расходы на доставку грузов на треть.
Еще одна не очень хорошая новость. В России принят закон, что доставка в РФ грузов без маркировки части товаров запрещён. Ранее это положение касалось обуви, но сейчас уже должна быть маркировка на текстиле, шинах, фототехнике, а это те товары, которые в данный момент поставляются из Европы. На складах в Литве значительную часть европейской обуви маркируют. То есть Литва является хабом для европейских грузов, которые следуют на территорию России.
Если Белорусь и дальше будет вести себя в таком же духе, препятствуя перевозкам, которые следуют транзитом из Европы в Россию, компаниям придется предусмотреть в другой вид маршрута без транзита. Например, авиаперевозки. А между тем в Белоруссии транзит является одним из главных источников бюджета. Властям Беларуси стоит призадуматься об этих последствиях, к которым ведёт данная политика. Хотя власти Беларусь говорят, что ничего такого не происходит, досмотр всех грузов происходит в штатном режиме. Как будет дальше развиваться события, покажет время.