В Европе без Беларуси не обойтись
Пять вместо одного: в Польше считают необходимым увеличить число действующих пограничных переходов с Беларусью для пропуска контейнерных железнодорожных составов. В настоящее время пограничный переход Брест - Тересполь является базовой точкой обслуживания грузовых поездов на Новом шелковом пути. Однако для увеличения пропускной способности необходимо открыть не менее пяти пограничных пунктов.
Несмотря на политическую напряженность между Беларусью и Евросоюзом, грузоотправители по-прежнему заинтересованы в перевозках грузов через Беларусь.
Еженедельное число транзитных составов достигает 100 контейнерных поездов, следующих по маршруту между Китаем и ЕС. Подавляющее большинство из них проходят через погранпереход Брест-Тересполь. Дальнейшее увеличение объёма железнодорожных контейнерных перевозок грузов через Беларусь между Китаем и ЕС требует увеличения количества пунктов пересечения границы.
Более двух лет назад Белорусская железная дорога и польская компания PKP PLK, управляющая инфраструктурой национальных железных дорог, инициировали реконструкцию железнодорожного перехода Высоко - Литовс - Черемха, который был закрыт с 2011 года. Объект расположен примерно в 50 км к северо-западу от Бреста.
Обе стороны намерены использовать данный пограничный переход для обработки вагонов, предназначенных для перевозки насыпных грузов. Его преимуществом является наличие железнодорожной колеи шириной 1435 и 1520 мм. В то же время на объекте отсутствуют эффективные краны для перемещения контейнеров между поездами.
В начале 2019 года данная тема обсуждалась на совместных заседаниях Белорусской железной дороги и ПКП ПЛК. Стороны даже договорились запустить до конца 2019 года железнодорожный контрольно-пропускной переход. Однако данные проект так и не получил дальнейшего развития, хотя это позволило бы разгрузить КПП Брест-Тересполь и использовать его сугубо для контейнерных поездов.
Подобная практика используется на автомобильных пограничных переходах под Брестом. В частности, ближайший к городу пункт пропуска «Брест» предназначен для легковых автомобилей и автобусов, а пункт пропуска «Козловичи» - только для грузовых автомобилей. На сегодняшний день будущее перехода Высоко - Литовс - Черемха неясно из-за отсутствия диалога между двумя железнодорожными компаниями.