Автобус МАЗ 131
Автобус МАЗ-131 — модель большой вместимости, разработанная Минским автозаводом в Беларуси.
Оглавление
Единственный вариант был выпущен в 2016-м иориентирован на Африку. Главными особенностями стала усиленная подвеска, увеличенный просвет, улучшенная защита радиатора и кондиционер. Ниже разберемся, в чем особенности техники, и какие особенности она имеет.
История создания автобуса
Первый и последний автобус МАЗ-131 появился в 2016 году. Разработан на базе модели МАЗ-5336. Новая машина получиларяд улучшений:
- Более современный дизайн. Автобус имеет новый дизайн, выделяющийся более крупными фарами и квадратными линиями кузова.
- Комфортный салон. В интерьереустановлены более удобные сиденья, улучшена система отопления и вентиляции.
- Более мощный двигатель. Модель оснащена дизельным мотором большей мощности, что позволило развивать максимальную скорость 90 км/ч.
МАЗ-131 позиционировался как простая в эксплуатации и обслуживании техника, надежная и выносливая. При этом всего был выпущен только один экземпляр машины из-за отсутствия популярности и отказа покупки.
Впоследствии представители завода выпустили модернизированную версию автобуса МАЗ, которая получила ряд изменений:
- обновленный салон, в нем были установлены новые сиденья, поручни, а также информационные табло;
- улучшенная система отопления и вентиляции, что позволило улучшить комфорт в салоне;
- более экологичный двигатель.
Со временем производство новой линейки автобусов также было прекращено. Это было связано с рядом причин:
- снижение спроса на автобусный транспорт в странах СНГ из-за экономического кризиса;
- ужесточение требований к безопасности и экологичности автобусов, что потребовало от МАЗа значительных инвестиций в модернизацию производства;
- конкуренция со стороны других производителей автобусов, которые предлагали более современные и экономичные модели.
В 2022 году компания SUBиз Того начала производство автобусов, которые являются модернизированной версией МАЗ-131. Они оснащены более современными двигателями и трансмиссиями, а также имеют улучшенный дизайн интерьера. Подробнее на них остановимся в отдельно разделе.
Область использования
МАЗ-131 — это городской автобус большой вместимости, активно применяемый для перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах.
Виды перевозок:
- Городские. Хорошо подходит для работы на маршрутах с высокой интенсивностью движения.
- Пригородные. Способен преодолевать значительные расстояния по дорогам с низким качеством покрытия.
- Служебные. Применяется для перемещения сотрудников предприятий, вахтовых перевозок.
- Туристические. МАЗ-131 может использоваться для доставки туристов в разные точки, экскурсий.
Вторая жизнь автобуса МАЗ 131 под маркой SUB
В 2022-м компания SUB запустила производство модернизированной версии МАЗ-131. Эти автобусы получили название SUB Tropic. Они сохранили основные особенности, в том числе надежность, выносливость, универсальность и вместимость.
Однако SUBTropic имеет ряд улучшений:
- Более современный дизайн. АвтобусSUB получил новую переднюю часть с более крупными фарами и плавными линиями кузова.
- Оптимизированный салон. Внутри установлены новые сиденья, поручни, а также информационные табло.
- Улучшенная система отопления и вентиляции. Разработчики модернизировали ее, что позволило улучшить комфорт в салоне.
- Более экологичный двигатель, соответствующий экологическим стандартам Euro-5.
ВажноSUB Tropic выпускается в двух модификациях: городская и пригородная. Автобусы уже эксплуатируются в Того, Бенине и Нигере.
Они хорошо зарекомендовали себя в сложных условиях эксплуатации. В будущем производство планируется расширить. В компании рассчитывают, что эти автобусы будут пользоваться спросом в странах Африки, где требуется простой и надежный транспорт.
Технические характеристики
При рассмотрении особенностей техники стоит выделить характеристики автобуса Маз:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 11.45х2.55х3.07 |
Колесная база, м | 5,84 |
Клиренс, см | 28 |
Снаряженная масса, т | 10,4 |
Полный вес, т | 16 |
Двигатель | ЯМЗ-236 БЕ2, 250 л. с, 882 Н*м |
КПП | 9-ступенчатый автомат |
Подвеска спереди / сзади | независимая / зависимая (в обоих случаях пневматическая) |
Пассажировместимость | 72 человека (44 кресла) |
На автобусе предусмотрена пневматические и барабанные тормоза, интегральное рулевое управление с ГУР, а также пневматические и радиальные шины размером 275/70 R22.5.
Дополнительные особенности:
- полностью прямые стекла;
- классические круглые фары;
- увеличенная до 3 тонн грузоподъемность;
- лестница для входа на крышу.
Достоинства и недостатки, цена
Рассматриваемый автобус имеет ряд плюсов, которые выделяют его среди конкурентов:
- Надежность и выносливость. Новая версия МАЗ-131 проста в эксплуатации и обслуживании.Она имеет прочную конструкцию, способную выдержать суровые условия эксплуатации.Двигатель и трансмиссия автобуса надежны и неприхотливы.
- Вместимость. Модель вмещает до 78 пассажиров (иногда больше), что делает ее экономически выгодной для перевозки больших групп людей.
- Комфорт. Салон оборудован удобными сиденьями, поручнями, системой отопления и вентиляции.Уровень шума в салоне относительно низкий.
- Универсальность. Транспорт может использоваться как для регулярных перевозок, так и для туристических поездок, экскурсий, вахтовых доставок.
- Доступная цена. МАЗ-131 имеет относительно низкую цену по сравнению с автобусами других производителей.
- Простота технического обслуживания. Ремонт и ТО не требуют сложных инструментов или специальных условий.
- Приспособленность к различным условиям. Автобус активно применяется в Африке, благодаря особой конструкции и выносливости.
- Экономичность. Для своего времени МАЗ-131 был довольно экономичным в потреблении топлива.
Минусы:
- Высокий расход топлива. Составляет 22-25 л/100 км, что является достаточно высоким показателем.
- Невысокий уровень комфорта по сравнению с современными автобусами. Салон оснащен достаточно просто, в нем отсутствуют некоторые опции, которые есть в более новых моделях.
- Низкая маневренность. МАЗ-131 имеет большую длину и колесную базу, что делает его менее юрким по сравнению с техникой меньшего размера.
- Несоответствие современным экологическим стандартам Euro-5 и Euro-6.
- Низкая динамика и проходимость. В сравнении с современными автобусами 131-й имеет ограниченные возможности по скорости и проходимости.
- Ограниченные варианты конфигурации. В связи с устаревшей конструкцией машина предлагала ограниченный выбор опций и модификаций.
- Подверженность коррозии. В некоторых случаях кузовные детали и металлические элементы ржавеют из-за недостаточной защиты от влаги и соли на дорогах.
Стоимость автобусаразличается в зависимости от модификации. К примеру, покупка версии МАЗ-131-020 для Африки обходится 7.8 млн рублей. При покупке модели на вторичном рынке стоит обращать внимание на следующие аспекты: состояние, год выпуска, пробег, комплектация.
Итог
В целом, МАЗ-131 — надежный, выносливый и доступный автобус, который хорошо подходит для эксплуатации в сложных условиях. Он имеет ряд недостатков, но его достоинства делают транспорт привлекательным для многих покупателей.
Несмотря на прекращение производства, МАЗ-131.020 остается популярным автобусом в Африке. Он прост в эксплуатации и обслуживании, надежен и вынослив. Он до сих пор популярен во многих странах, среди которых Камерун, Ангола, Конго, Ливия, Нигерия, Судан и другие.