Большегрузный самосвал МАЗ 551605
Темой нашего сегодняшнего материала станет МАЗ 551605 – популярное семейство 3-осных самосвалов от Минского автозавода, которые нашли свое применение во многих сферах человеческой деятельности.
Оглавление
Они выносливы, надежны, идеально адаптированы к местным условиям эксплуатации, а потому пользуются стабильно высоким спросом и находятся в почете у отечественных потребителей.
История создания МАЗ 551605
Презентация опытного образца самосвала МАЗ 551605 состоялась в середине 2002 года. Ей предшествовал серьезный кропотливый труд целой команды лучших конструкторов и инженеров белорусского автогиганта.
История модели началась с 90 годов прошлого века, когда слава о Минском заводе ширилась не только на родине, но и далеко за ее пределами. Тогда в серийное производство запустили МАЗ-5516, который позднее лег в основу предмета нашей беседы. Он сразу снискал огромную популярность, ведь машина с грузоподъемностью в 20 тонн была востребованной практически во всех сферах деятельности человека.
ВажноКоммунальное и сельское хозяйство, строительство, промышленные предприятия и места добычи сыпучих стройматериалов – работа для самосвала МАЗ находилась везде.
Позже стало понятно, что при всех своих плюсах машина нуждалась в более мощном моторе и ряде модификаций.
Они в результате позволили расширить область применения и привести авто в соответствие строгим мировым стандартам. Машина с индексом 5516 стала базой, шасси, пригодным для выполнения самых разнообразных надстроек, включая зерновозы, бетономешалки и многое другое.
Область использования МАЗ 551605
Самосвал отлично показал себя при выполнении самых разнообразных задач. В городском обустройстве его привлекают для вывоза мусора и отходов, перевозки сыпучих материалов, асфальта и пр. В сельскохозяйственной сфере – для транспортировки урожая, включая зерно, компост, даже жидкости (на базе шасси ограниченным тиражом выпускали цистерны).
В лесозаготовке грузовик выполнял функции сортиментовоза. Однако основной сферой применения было и остается строительство. Вот уже где-где, а здесь грузовик с самосвальным кузовом действительно незаменим.
Он перевозит растворы и сыпучие грузы, сухие строительные смеси, кирпичи, камни, прочие материалы, вывозит со стройплощадок грунт после рытья котлованов, работая в тесной связке с бульдозерами и прочей спецтехникой.
Общее описание
От базовой модели МАЗ 551605 унаследовал все ключевые преимущества, как то надежность конструкции, способность выполнять свои функции в любых, включая суровые, условиях эксплуатации, мощный выносливый мотор, вместительный кузов и большая грузоподъемность. Единственный минус – авто не подходит для езды по бездорожью, внедорожными качествами оно не обладает.
Все колеса оснащены надежными тормозами барабанного типа. Все без исключения модификации оборудованы ABS-системой. Запасной и стояночный тормоз воздействуют на средний и задний мосты, причем, стояночный активируется при отказе основной тормозной системы. Главная функция запасного тормоза – подстраховка на длительном спуске, что особенно актуально, когда машина загружена.
Самосвал оснащен усовершенствованным кузовом и увеличенной грузовой платформой. Это позволило перевозить не только сыпучие, но и габаритные грузы, а также выполнять их оперативную выгрузку без привлечения ручного труда.
По многочисленным отзывам владельцев, основными преимуществами модели являются:
- Прочность конструкции, обеспеченная применением высококачественных материалов. Высокая устойчивость перед образованием ржавчины благодаря обработке антикоррозийными составами диктует длительность эксплуатации даже в неблагоприятных условиях окружающей среды.
- Вместительный кузов на 12,4 куб. м повышает эффективность работы – за один рейс машина перевозит большее количество груза. Отсюда – экономия топлива и сокращение временных затрат на выполнение поставленной задачи.
- Универсальность. Предмет нашей беседы пригоден для любых работ, будь то транспортировка стройматериалов, зерна или сыпучих грузов.
Технические характеристики
Описывая эксплуатационные характеристики самосвала МАЗ 551605, традиционно начнем с цифр:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 8,1х2,5х3,1 |
Величина колесной базы, м | 3,9 (+1,4) |
Снаряженный вес, т | 12,8 |
Полный вес, т | 33 |
Максимально допустимая нагрузка на оси (переднюю / заднюю), т | 7 / 26 |
Грузоподъемность, т | 20 |
Полный вес в составе автопоезда, т | 44 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 92 |
Теперь опишем основные узлы и агрегаты.
Двигатель
На автомобили семейства самосвалов МАЗ-551605 за всю историю их существования устанавливали три варианта силовых установок.
- ЯМЗ-238ДЕ – дизельный агрегат, которым оснащали первые версии авто. Это V-образный 14,8-литровый 8-цилиндровый агрегат, который заводился в результате сжатия топливовоздушной смеси. Он оснащен системой жидкостного охлаждения и промежуточного охлаждения в теплообменнике, дополнен функцией турбонаддува. Мощность составляет 330 лошадиных сил, максимальный крутящий момент – 1225Н/м, экологический класс – Euro-1.
- ЯМЗ-238ДЕ2 – усовершенствованная версия предыдущего двигателя, отвечающая стандарту Euro-2. Ее устанавливали на подавляющее большинство модификаций этой модели самосвала. Мощность агрегата аналогична – 330 «лошадок», объем – 14,8 л, 8 цилиндров. Максимальный крутящий момент – 1274 Н/м
- ЯМЗ-7511-10Е2 – 14,8-литровый 8-цилиндровый дизель на 400 лошадиных сил с максимальным крутящим моментом в 1715 Н/м. Экологический класс – Euro-2 или Euro-3.
Расход топлива зависит от режима езды и варьируется в пределах 34-41 л/100 км пути.
Ходовая и трансмиссия
Высокопрочное усиленное шасси с двумя задними мостами обеспечивает самосвалу повышенную проходимость – грунтовка с ухабами, гравийные дороги ему по плечу. Это, как уже говорилось выше, расширило сферу эксплуатации автомобиля и сделало его достойным конкурентом многих зарубежных аналогов соответствующего класса.
Два ведущих моста, соединенных карданным валом, установлены в задней части рамы. Редукторы настроены таким образом, что количество оборотов у среднего моста выше, чем у заднего, так как именно на него в виду особенностей конструкции приходится максимальная нагрузка. Такое решение способствует лучшему сцеплению с дорожным покрытием и повышает безопасность езды. Ходовая выполнена по классической для самосвалов схеме – передняя подвеска рессорная, задняя – рессорно-балансирная.
Трансмиссия зависит от того, какой мотор «трудится» под капотом. Подавляющее большинство машин оборудовано 8-скоростной «механикой» ЯМЗ-238М. Сцепление сухое однодисковое, тоже от Ярославского завода. Модель - ЯМЗ-184-15.
Кабина грузовика
Во внешнем облике и очертаниях кузова самосвала МАЗ угадываются черты, характерные для всех творений Минского автозавода. Кабина выполнена в прямоугольной форме, углы сглажены, что способствует хорошей аэродинамике. Массивный бампер придает экстерьеру некую брутальность и делает авто практичным. На выбор покупателей предлагается два варианта кабины:
- Стандартная (получила самое широкое распространение).
- Удлиненная (можно заказать установку спального места).
Если к функциональности и надежности самосвала вопросов не возникает, то уровень комфорта в кабине оставляет желать лучшего – в ней применен минималистичный дизайн и минимум опций для удобства водителя.
Классическое решение с подрессоренным регулируемым водительским сиденьем на пневмоамортизаторах, настраиваемая рулевая колонка – вот и весь комфорт. Правда, опционально возможна установка подголовника/подлокотника.
Вместо привычного для современных пользователей кондиционера здесь установлен отопитель, который, впрочем, зимой поддерживает оптимальную температуру в кабине. Для вещей предусмотрен небольшой ящик, часто его используют в качестве столика.
Чтобы хоть немного сгладить довольно сильные вибрации при езде по ухабам, кабину установили на четыре рессоры. Рулевой механизм оснащен распределителем, для управления приходится прикладывать серьезные усилия.
Модификации МАЗ 551605
За всю историю модели были выпущены такие ее модификации:
- МАЗ 551605-280 – грузовик с самосвальной платформой и задним бортом. Кабина не подрессорена, комфорт нулевой. Двигатель – турбированный ЯМЗ-238ДЕ2.
- МАЗ 551605-271. Силовой агрегат аналогичный, объем кузова составляет 12,5 кубометра, кабина старого образца.
- МАЗ 551605-225. Отличие от предыдущих версий – самосвальная платформа с трехсторонней разгрузкой.
- МАЗ-551605 2121-024 – уменьшенный кузов вместительностью 10,5 кубометров, мотор ЯМЗ-238ДЕ, соответствующий стандарту Euro-1.
- МАЗ-551605 240 – более современный двигатель экологического стандарта Euro-2, грузоподъемность увеличена до 23,3 т.
Итог
Несмотря на то, что самосвал МАЗ-551605 сегодня морально устарел, и на рынке присутствуют более современные аналоги, он до сих пор активно эксплуатируется в России, Беларуси и других странах постсоветского пространства.
Это логично, ведь машина надежна, проверена временем и колоссальной нагрузкой, универсальна и характеризуется при этом хорошей ремонтопригодностью.