Как работается дальнобойщикам в Беларуси
Дальнобойщики в Беларуси— трудная, но хорошо оплачиваемая профессия, требующая от исполнителя крепких нервов, отличных водительских навыков и устойчивости.
Оглавление
Ее представитель должен разбираться в логистике и технике, уметь крепить грузы и знать все нюансы маршрута. Ниже рассмотрим, в чем особенности направления, сколько зарабатывают сотрудники транспортных компаний на маршрутах внутри страны и за ее пределами.
Популярность работы дальнобойщиком в Беларуси
Чтобы стать дальнобойщиком, необходимо пройти обучение и получить соответствующую категорию. Для управления грузовиками весом от 3,5 т с числом мест до 8-ми нужна «С». При желании управлять автопоездом с более тяжелым прицепом требуется «Е». Претендент должен иметь возраст от 21 года, стаж свыше 2-х лет по категории «В» и успешно пройти медицинский осмотр.
Спрос на обучение по категории «С» вырос, что свидетельствует о желании людей получить высокооплачиваемую работу. Возраст учеников от 25 до 50 лет. На курсы записываются не только мужчины, но и женщины. Количество учебных заведений, где можно получить категорию «С» или «E», достаточно. Только на территории Минска их 17.
После получения прав человеку доступна работа дальнобойщиком в Беларуси, но только внутри страны. Для получения статуса «международника» придется дополнительно пройти курсы на компетентность и получить положительную оценку на экзамене. Во время обучения человек получает следующую информацию:
- нормы перевозки грузов;
- особенности заполнения документов;
- требования законодательства разных стран и т. д.
ВажноДля выезда в Европу требуется получение «Кода 95». Для этого нужно пройти 20-дневное обучение. Также придется пройти дополнительную медицинскую комиссию и психотерапевта.
Несмотря на доступность профессии, по итогам 2021 года в Беларуси не хватало дальнобойщиков. На сайтах трудоустройства появилось множество вакансий, которые не занимаются по несколько месяцев. Транспортные компании страдают от дефицита специалистов. Вырос спрос на дальнобойщиков-международников, но желающих освоить это направление не так много.
Проблема становится критической на фоне повышения спроса на перевозки:
- внутри страны — на 20%;
- международные направления — 47%;
- Россия — 66%.
Больше всего страдают внутренние перевозки, где в 2021 году число дальнобойщиков уменьшилось на 56%. Для российского направления этот параметр составил 15%. На этом фоне в стране увеличилась заработная плата в среднем на 40%. Такие шаги сделаны для покрытия дефицита в ближайшее время.
В 2022 году ситуация изменилась в худшую сторону. Из-за ситуации в Украине многие водители остались без работы или были вынуждены менять работодателя. Профессия дальнобойщика стала менее дефицитной из-за снижения числа желающих.
Условия работы и зарплаты
Вне зависимости от направления работу дальнобойщика нельзя назвать легкой. Человек постоянно находится под давлением ответственности, должен всегда находиться рядом с машиной и контролировать целостность груза. Зарплата дальнобойщиков в Беларуси превышает средний доход в 1,5-2 раза. Но нужно учитывать сложность работы и необходимость непрерывного нахождения в машине до 15-30 дней.
Недостатки профессии:
- ненормированный рабочий день;
- потери времени на загрузку и разгрузку;
- сложность оформления документации;
- риски на дорогах и т. д.
Средняя месячная зарплата составляет 1700-2000 белорусских рублей (1 белорусский рубль = 23 российским рублям). Расчет оплаты производится по разным схемам. Самая популярная — платеж за 1 км + суточные. В каждой транспортной компании индивидуальные подходы к расчетам.
Некоторые работодатели устанавливают бонусы или, наоборот, жесткую систему штрафов. Есть и те, которые не платят за простой на этапах загрузки и погрузки. Условия работы и заработная платаменяются с учетом от географии перемещения груза: внутри страны, поездки в Россию или Европу.
Работа на внутренних перевозках
К работе дальнобойщиком в Белоруссии допускаются водители-новички, которые прошли обучение и получили права необходимой категории. В местных компания размер заработной платы начинается от 1300-1500 рублей. С повышением опыта увеличивается и доход. В некоторых случаях за один рейс можно получить до 600 долларов.
Работодатели строго относятся к сотрудникам и стараются высчитывать за чрезмерное потребление топлива, неисправности и покупку запчастей. Обслуживание автомобиля часто ложится на самого шофера.
Условия работы отличаются от политики компании, расстояний и типа перевозимых грузов. В большинстве случаев водитель после выполнения задания возвращается на какое-то время домой, после чего снова отправляется в рейс. При дальних поездках выдаются суточные, которые используются на еду и проживание.
Перевозки в Россию
Беларусь является членом СНГ и ОДКБ, поэтому тесно сотрудничает с РФ. Это выражается и товарообороте между странами, который в последние годы растет. Дальнобойщики, которые ездят в этом направлении, проходят дополнительное обучение. Но оно проще, чем в случае с Евросоюзом.
Заработная плата за счет более длинных перевозок выше и может достигать 1800-2500 рублей. Многое зависит от маршрута, типа груза и квалификации водителя. Больше всего получают водители фур, которые перевозят температурные грузы в рефрижераторах. Они должны контролировать заданные условия и отвечают за их соблюдение.
Более высокая зарплата у дальнобойщиков при перевозке опасных, негабаритных или тяжелых грузов. В некоторых случаях она больше на 50-80%.
Иногда приходится ездить с сопровождением для обеспечения сохранности товара. Пересечение одной или нескольких границ также влияет на доход водителя. Особенно, если он едет транзитом через Россию в Казахстан или другую страну.
Постоянная работа в Европе
Зная, сколько зарабатывают дальнобойщики в Беларуси, многие выбирают европейский вектор работы. Последнее время популярна ситуация, когда человек получает приглашение и едет в какую-то страну на несколько месяцев. Он работает 60-90 дней, а потом получает 30-дневный отпуск. Заработная плата при этом составляет от 1500 евро и выше. В сутки получается от 50 евро.
Особенности работы:
- вахтовый метод;
- проживание в кабине (в целях экономии);
- строгое соблюдение закона;
- формирование заработной платы на базе суточных;
- еда, душ и прачечная за свои деньги.
Работа в Европе часто связана со многими трудностями. Одна из проблем — кражи топлива, которое часто сливают мигранты в ЕС. Водители устанавливают специальные крышки на баки, но это не помогает. Злоумышленники делают отверстия в других местах и воруют большие объемы солярки.
Большой плюс работы в ЕС — введение в 2020-м правил, упрощающих жизнь дальнобойщиков. Теперь для автовладельцев предусмотрены нормы отдыха между рейсами и во время поездки. По истечении 6-ти рабочих дней компания обеспечивает шоферу 24-45-часовый отдых и предоставляет для этого комнату. Возможен и другой режим — четыре недели на работе и одна — дома.
Дополнительные нововведения:
- увеличение количества безопасных парковок;
- повышение заработной платы;
- строгий контроль соблюдения правил с помощью «умных» тахографов.
Дальнобойщики утверждают, что зарабатывают в Европе в 2,5-3 раза больше, чем Беларуси. При этом отношение к людям лучше, машины более новые и почти не ломаются. Для ускорения доставки грузов водитель получает несколько чипов, что позволяет работать больше и тем самым увеличить заработную плату.
Если возить грузы из Беларуси и России, нужно быть готовым к придиркам на дороге. Полицейские постоянно останавливают машины, проверяют документы и груз. Если фура ездит на европейских номерах, таких проблем нет.
Судьба дальнобойщиков, ранее ездивших в страны ЕС
Из-за ситуации в Украине на РФ и Беларусь наложены санкции. С 9.04.2022 года фурам из этих стран запрещен въезд на территорию ЕС. Такое решение застигло дальнобойщиков и перевозчиков врасплох, из-за чего на границе растянулись большие очереди. Люди были вынуждены жить в машинах больше недели.
На этом фоне у белорусов имеется несколько путей:
- Перебраться на работу в Европу. Здесь появляется другая проблема, связанная с большим числом мигрантов и высокой конкуренцией. На этом фоне приходится соглашаться на меньшую зарплату или переквалифицироваться.
- Работать в Беларуси или на других направлениях — в сторону РФ, Казахстана и других стран. В таком случае нужно быть готовым к более низкой заработной плате.
При выборе европейского направления нужно понимать, что требования к водителям очень высокое. Придется пройти стажировку и получить сертификат, подтверждающий профессиональную квалификацию. Если повезет, в этом вопросе компания помогает свои работникам.
Заключение
День дальнобойщика в Беларуси отмечается в последнюю субботу августа и постоянно смещается. И если раньше он праздновался с размахом, то в 2022 году вряд ли вызовет столько положительных эмоций. Ограничения с выездом в ЕС заставили представителей профессии перестраиваться на внутренние направления, а это приводит к снижению заработной платы и ухудшению условий труда.