МАЗ-537, тягач белорусского производства
МАЗ 537— один из крупнейших армейских тягачей, ставший результатом оптимизации модели 535. Автомобиль оборудован вместительной кабиной для четырех человек, имеет много модификаций, надежный двигатель и хорошие вездеходные качества.
Первоначально машину делали на Минском автомобильном заводе, но последствии производство было перемещено в Курган, а сам выпуск остановлен в 1989 году. Ниже подробно рассмотрим назначение и поколения автомобиля, поговорим о его технических показателях и тонкостях применения.
Оглавление
История появления
Тягач МАЗ 537— большегрузный транспорт, созданный для обеспечения нужд советской армии. Перед конструктором Шапошником Б. Л. поставили задание создать седельный транспорт с полуприцепом для перевозки больших грузов, ракетных систем и тяжелой техники. За основу был взят МАЗ 535, возможностей и технических параметров которого было недостаточно для решения задач.
Для устранения недостатков конструкторы усилили раму, увеличили колесную базу и предусмотрели более мощный двигатель на 525 лошадиных сил. Из изменений стоит выделить улучшение системы охлаждения, смазки и выхлопа, изменение подачи топлива и другие моменты.
Прототипы появились в конце 1958 года, а уже в 1960-м стартовало серийное производство.
Первые партии были сделаны на заводе МАЗ, но в конце 1963-го техническую документацию передали на Курганский завод, занимающийся изготовлением колесных тягачей. Именно там МАЗ 537 выпускался в разных модификациях до 1989 года, после чего был снят с производства.
Назначение
ВажноПервоначально автомобиль МАЗ 537 создан для решения военных задач
Основные функции:
- буксирование полуприцепов типа ЧМЗАП 9990 и ЧМАЗП 5247Г с техникой весом до 50 тонн;
- буксировка ракет и комплексов;
- заправка топливом;
- база для перегрузки ракет и т. д.
Основная сфера применения— буксировка и перевозка по грунтовым дорогам и участкам с твердым покрытием. По бездорожью вездеходные качества хуже, но они все равно остаются на высоком уровне.
Поколения автомобиля
Читайте также: Лучшие военные образцы российского автомобилестроения
За годы выпуска военный МАЗ 537 много раз менялся в технической и конструктивной части. Для удобства все модификации условно разделены на четыре поколения.
Первое
Выпуск МАЗ 537 начался в 1960 году, а первые машины имели следующие особенности:
- V-образная рабочая ступень между средними мостами;
- круглые боковые зеркала;
- наличие люка для вентиляции между передними фарами;
- пять створок для забора воздуха.
Тягачи 1-го поколения собирались на заводе МАЗ. Они имели модификации «А», «Г» и «Д».
Второе
Выпуск тягачей 2-го поколения пришелся на начало 1970-х годов. К характерным особенностям МАЗ 537 этого поколения стоит отнести:
- больший размер зеркала заднего вида, сделанных в виде прямоугольника;
- лестничный тип ступени между средними мостами;
- более длинные передние крылья;
- устройство для забора воздуха с вертикальными отверстиями в два ряда.
Указанные выше особенности появились не сразу. Автомобиль МАЗ 537 постепенно преображался, после чего получил окончательное оформление.
Третье
В конце 1970-х годов появился тягач 3-го поколения, выделяющийся упрощенным видом передней части кабины. Разработчики решили убрать люки и сделали поверхность более гладкой. В это же время выросли габариты стекол подфарников.
Четвертое
В 1980-е МАЗ 537 снова изменились. Теперь транспорт выпускался без защиты на баках для горючего. Отметим, что при восстановлении военных машин приходилось ставить запчасти с более старых поколений, из-за чего возникали разные комбинации.
Модификации
Не меньший интерес представляют модификации седельного тягача МАЗ 537, предназначенные для решения разных задач. Некоторые из них так и не вышли в серийное производство. Так, в базовой модели были только цифры «537». В дальнейшем стали появляться буквы, по которым можно было судить об особенностях техники:
- «А» — балластный автомобиль, имеет сварную платформу из металла, оборудован лебедкой. Предусмотрен для буксирования артиллерии и ракетных установок весом до 75 000 кг.
- «Б» — предназначен для ракет Р-17, провалил испытания и серийно не производился.
- «В» — выдерживает нагрузку на 7 000 кг меньше, предназначен для перевозки на СУРД 1 разведчика ДБР-1, ракет УР-100 и 5В61. Производился небольшими партиями в период 1965-1985 гг.
- «Г» — многофункциональный транспорт, отличающийся повышенной нагрузкой (до 27 тонн) и способностью тянуть лебедкой до 15 тонн. Использовался для буксирования разных видов техники, установочных агрегатов, автомобилей технической помощи и т. д. Наиболее востребованная модификация, впускаемая с 1964 года.
- «Д» — автомобиль особого назначения с переменным генератором. Использовался для перевозки полуприцепов с ракетными системами. Играл роль электрической станции на колесах.
- «Е» — седельная военная техника с дополнительной мощностью для генераторов, гидравлических насосов и компрессорного оборудования. Способен буксировать до 68 000 кг и быть частью автомобильных поездов. Выпускалась также специальная версия в качестве толкача.
- «К» — автомобиль с краном. Создан для ракетной системы Темп С 9К76. Из-за проблем в конструкции серийный выпуск так и не начался.
- «Т» — разновидность МАЗ 537, предназначенная для экспорта в страны с жарким климатом. Прошел испытания, но из-за высокой стоимости изготовления так и не выпускался.
- «Л» — тягач для аэродромов, предназначенный для буксирования самолетов вестом до 2000 т.
- «М» — автомобиль с дизельным мотором, имеющим мощность до 500 лошадиных силы. Опытный образец.
- «П» — тягач для буксировки ракетных комплексов. Отличается тентованым кузовом и наличием мест для пассажиров;
- «Р» — авто для гражданского пользования, оборудованное редуктором и прицепом. Планировался для применения в качестве тягача для ПВ 481 при возведении нефтегазопровода. На практике почти не использовался.
Устройство и возможности
Тягач МАЗ 537 — один из наиболее популярных мощных военных автомобилей с металлической двухдверной кабиной, удобными креслами и расширенными возможностями (в зависимости от модификации).
Базовые характеристики МАЗ 537
- вид кузова — тягач;
- габариты — 8,96х2,885х2,88 м;
- число дверей — две;
- клиренс — 50 см;
- задняя / передняя колея — 2,2 м;
- максимальная скорость — 55 км/ч;
- расход топлива МАЗ 537— 125 л/100 км;
- объем бака — два по 420 литра.
Двигатель
Одна из особенностей —двигатель МАЗ 537 модели Д12-525, имеющий 525 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту. Силовой агрегат дополнен предпусковым подогревателем, заводится с помощью электрического стартера. Предусмотрена дополнительная пусковая система с помощью сжатого воздуха. Работает в паре с 3-ступенчатой планетарной коробкой передач, имеет конструкцию типа гидротрансформатор. Раздаточная коробка механическая. Соединение мотора с трансмиссионной частью осуществляется с помощью муфты, оборудованной резиновыми втулками.
Ходовая
Автомобиль МАЗ 537 Ураган и большинство других моделей оборудован торсионной и независимой подвеской с гидроамортизаторами спереди и жесткой сбалансированной подвеской сзади. Колеса без дисков, имеют обод 330-6 10. Фиксируется к ступице на 10 шпильках. Шины с камерой — от 18 до 24. Давление воздуха — 4,5 кгс/кв. см. Количество колес — восемь и одно запасное.
Параметры | Значения |
---|---|
Длина x Ширина x Высота, мм | 8960 x 2885 x 2880 |
Дорожный просвет, мм | 500 |
Масса, кг | 21600-23000 |
Грузоподъемность, кг | 27000 |
Колесная формула | 8 x 8 |
Модель двигателя | Дизель Д-12А-525 |
Мощность, л. с. (кВт) | 525 (385) |
Максимальная скорость с прицепом, км/ч | 55 |
Расход топлива, л/100км | 125 |
Запас хода, км | 650 |
Объем топливного бака, л | 2 x 420 |
Грузоподъемность и проходимость
Тягач МАЗ 537— 4-осный автомобиль с полным приводом. Обладает высокой проходимостью и выделяется наличием двух пар поворотных колес. В основном предназначен для использования на грунтовой поверхности, но неплохо проявляет себя и в условиях бездорожья.
Использование в народном хозяйстве
Закажите спецтехнику на нашем сайте: Тралы и низкорамные платформы в России
За время выпуска МАЗ 537 неплохо показал свои возможности не только в военной сфере, но и в секторе народного хозяйства. Часто использовался для транспортировки гусеничных тракторов, больших станков, экскаваторов, буровой техники и т. д. На базе тягача также создавались пожарные бригады, предназначенные для гашения огня в нефтепромышленном комплексе. Подобная техника активно применялась для восстановления и обслуживания нефтегазовых скважин.
Благодаря универсальности и надежности, МАЗ 537 продавались во многих страны. Их часто можно было встреть в армиях Финляндии, Ближнего Востока и других местах планеты. Такая популярность подтверждает качество машины, которая выпускалась почти 30 лет.
Заключение
При намерении купить МАЗ 537 можно выбрать любую из модификаций и использовать транспорт для решения бытовых задач в строительстве, сельском хозяйстве и промышленной сфере. Транспорт отличается надежностью, отличной ремонтопригодностью и универсальностью, что позволяет использовать его для решения задач любой сложности.
Это идеальная машина, которую я когда-либо видел. я не знал об этом Достаточно информации из статьи Я видел машину, которая могла тянуть такой же большой грузовик с прицепом в программе «золотой лихорадки». тогда я был поражен. Я был впечатлен мощью подобных техник.
Да, МАЗ 537 и поныне используется в народном хозяйстве. Несмотря на возраст тягачей, они еще работают, максимум, пару деталей надо поменять. Жаль, что такая хорошая машина снята с производства, приходится довольствоваться только б/у.
В советские годы служил на такой технике, проверенная тройная надежность и мощь которая чувствовалась на бездорожье, два года внушала чувство гордости за нашу военную науку и промышленность.
Хорошая история о хорошей технике. Конечно, не каждая организация сможет себе позволить приобрести такую технику. Но интерес однозначно появился. И задачи для такой машины уже есть.
Это действительно очень мощная машина)) Такая машина проедет где угодно и отвезёт что угодно. Также обладает многими функциями, может быть как военной техникой, возящей боеприпасы, так и пригодится в народном хозяйстве. Как говорится, с такой машиной ничего не страшно)
Белорусы по всему миру славятся своей качественной техникой, этот тягач тому просто полное подтверждение. Да и сами технические характеристики у него "отменные".
Этот тягач, судя по его характеристикам, очень мощен. И он точно даст фору некоторым современным тягачам. Все-таки подобную технику в СССР придумывали не зря.
Аппарат - бомба. Когда служил в армии, удалось на таком поездить. Ощущение, что управляешь кораблем. На удивления сидения очень даже удобные)