МАЗ-537, тягач белорусского производства

МАЗ 537— один из крупнейших армейских тягачей, ставший результатом оптимизации модели 535. Автомобиль оборудован вместительной кабиной для четырех человек, имеет много модификаций, надежный двигатель и хорошие вездеходные качества.

Первоначально машину делали на Минском автомобильном заводе, но последствии производство было перемещено в Курган, а сам выпуск остановлен в 1989 году. Ниже подробно рассмотрим назначение и поколения автомобиля, поговорим о его технических показателях и тонкостях применения.

История появления

Тягач МАЗ 537— большегрузный транспорт, созданный для обеспечения нужд советской армии. Перед конструктором Шапошником Б. Л. поставили задание создать седельный транспорт с полуприцепом для перевозки больших грузов, ракетных систем и тяжелой техники. За основу был взят МАЗ 535, возможностей и технических параметров которого было недостаточно для решения задач.

Для устранения недостатков конструкторы усилили раму, увеличили колесную базу и предусмотрели более мощный двигатель на 525 лошадиных сил. Из изменений стоит выделить улучшение системы охлаждения, смазки и выхлопа, изменение подачи топлива и другие моменты.
Прототипы появились в конце 1958 года, а уже в 1960-м стартовало серийное производство.

Первые партии были сделаны на заводе МАЗ, но в конце 1963-го техническую документацию передали на Курганский завод, занимающийся изготовлением колесных тягачей. Именно там МАЗ 537 выпускался в разных модификациях до 1989 года, после чего был снят с производства.

Назначение

Важно

Первоначально автомобиль МАЗ 537 создан для решения военных задач

Основные функции:

  • буксирование полуприцепов типа ЧМЗАП 9990 и ЧМАЗП 5247Г с техникой весом до 50 тонн;
  • буксировка ракет и комплексов;
  • заправка топливом;
  • база для перегрузки ракет и т. д.

Основная сфера применения— буксировка и перевозка по грунтовым дорогам и участкам с твердым покрытием. По бездорожью вездеходные качества хуже, но они все равно остаются на высоком уровне.

Поколения автомобиля

Читайте также: Лучшие военные образцы российского автомобилестроения

За годы выпуска военный МАЗ 537 много раз менялся в технической и конструктивной части. Для удобства все модификации условно разделены на четыре поколения.

Первое

Выпуск МАЗ 537 начался в 1960 году, а первые машины имели следующие особенности:

  • V-образная рабочая ступень между средними мостами;
  • круглые боковые зеркала;
  • наличие люка для вентиляции между передними фарами;
  • пять створок для забора воздуха.

Тягачи 1-го поколения собирались на заводе МАЗ. Они имели модификации «А», «Г» и «Д».

Второе

Выпуск тягачей 2-го поколения пришелся на начало 1970-х годов. К характерным особенностям МАЗ 537 этого поколения стоит отнести:

  • больший размер зеркала заднего вида, сделанных в виде прямоугольника;
  • лестничный тип ступени между средними мостами;
  • более длинные передние крылья;
  • устройство для забора воздуха с вертикальными отверстиями в два ряда.

Указанные выше особенности появились не сразу. Автомобиль МАЗ 537 постепенно преображался, после чего получил окончательное оформление.

Третье

В конце 1970-х годов появился тягач 3-го поколения, выделяющийся упрощенным видом передней части кабины. Разработчики решили убрать люки и сделали поверхность более гладкой. В это же время выросли габариты стекол подфарников.

Четвертое

В 1980-е МАЗ 537 снова изменились. Теперь транспорт выпускался без защиты на баках для горючего. Отметим, что при восстановлении военных машин приходилось ставить запчасти с более старых поколений, из-за чего возникали разные комбинации.

Модификации

Не меньший интерес представляют модификации седельного тягача МАЗ 537, предназначенные для решения разных задач. Некоторые из них так и не вышли в серийное производство. Так, в базовой модели были только цифры «537». В дальнейшем стали появляться буквы, по которым можно было судить об особенностях техники:

  • «А» — балластный автомобиль, имеет сварную платформу из металла, оборудован лебедкой. Предусмотрен для буксирования артиллерии и ракетных установок весом до 75 000 кг.
  • «Б» — предназначен для ракет Р-17, провалил испытания и серийно не производился.
  • «В» — выдерживает нагрузку на 7 000 кг меньше, предназначен для перевозки на СУРД 1 разведчика ДБР-1, ракет УР-100 и 5В61. Производился небольшими партиями в период 1965-1985 гг.
  •  «Г» — многофункциональный транспорт, отличающийся повышенной нагрузкой (до 27 тонн) и способностью тянуть лебедкой до 15 тонн. Использовался для буксирования разных видов техники, установочных агрегатов, автомобилей технической помощи и т. д. Наиболее востребованная модификация, впускаемая с 1964 года.
  • «Д» — автомобиль особого назначения с переменным генератором. Использовался для перевозки полуприцепов с ракетными системами. Играл роль электрической станции на колесах.
  • «Е» — седельная военная техника с дополнительной мощностью для генераторов, гидравлических насосов и компрессорного оборудования. Способен буксировать до 68 000 кг и быть частью автомобильных поездов. Выпускалась также специальная версия в качестве толкача.  
  • «К» — автомобиль с краном. Создан для ракетной системы Темп С 9К76. Из-за проблем в конструкции серийный выпуск так и не начался.
  • «Т» — разновидность МАЗ 537, предназначенная для экспорта в страны с жарким климатом. Прошел испытания, но из-за высокой стоимости изготовления так и не выпускался.
  • «Л» — тягач для аэродромов, предназначенный для буксирования самолетов вестом до 2000 т.
  • «М» — автомобиль с дизельным мотором, имеющим мощность до 500 лошадиных силы. Опытный образец.
  • «П» — тягач для буксировки ракетных комплексов. Отличается тентованым кузовом и наличием мест для пассажиров;
  • «Р» — авто для гражданского пользования, оборудованное редуктором и прицепом. Планировался для применения в качестве тягача для ПВ 481 при возведении нефтегазопровода. На практике почти не использовался.

Устройство и возможности

Тягач МАЗ 537 — один из наиболее популярных мощных военных автомобилей с металлической двухдверной кабиной, удобными креслами и расширенными возможностями (в зависимости от модификации).

Базовые характеристики МАЗ 537

  • вид кузова — тягач;
  • габариты — 8,96х2,885х2,88 м;
  • число дверей — две;
  • клиренс — 50 см;
  • задняя / передняя колея — 2,2 м; 
  • максимальная скорость — 55 км/ч;
  • расход топлива МАЗ 537— 125 л/100 км;
  • объем бака — два по 420 литра.

Двигатель

Одна из особенностей —двигатель МАЗ 537 модели Д12-525, имеющий 525 лошадиных сил при 2000 оборотах в минуту. Силовой агрегат дополнен предпусковым подогревателем, заводится с помощью электрического стартера. Предусмотрена дополнительная пусковая система с помощью сжатого воздуха. Работает в паре с 3-ступенчатой планетарной коробкой передач, имеет конструкцию типа гидротрансформатор. Раздаточная коробка механическая. Соединение мотора с трансмиссионной частью осуществляется с помощью муфты, оборудованной резиновыми втулками.

Ходовая

Автомобиль МАЗ 537 Ураган и большинство других моделей оборудован торсионной и независимой подвеской с гидроамортизаторами спереди и жесткой сбалансированной подвеской сзади. Колеса без дисков, имеют обод 330-6 10. Фиксируется к ступице на 10 шпильках. Шины с камерой — от 18 до 24. Давление воздуха — 4,5 кгс/кв. см. Количество колес — восемь и одно запасное.

 Параметры  Значения
 Длина x Ширина x Высота, мм  8960 x 2885 x 2880
 Дорожный просвет, мм  500
 Масса, кг  21600-23000
 Грузоподъемность, кг  27000
 Колесная формула  8 x 8
 Модель двигателя  Дизель Д-12А-525
 Мощность, л. с. (кВт)  525 (385)
 Максимальная скорость с прицепом, км/ч  55
 Расход топлива, л/100км  125
 Запас хода, км  650
 Объем топливного бака, л  2 x 420

Грузоподъемность и проходимость

Тягач МАЗ 537— 4-осный автомобиль с полным приводом. Обладает высокой проходимостью и выделяется наличием двух пар поворотных колес. В основном предназначен для использования на грунтовой поверхности, но неплохо проявляет себя и в условиях бездорожья.

Использование в народном хозяйстве

Закажите спецтехнику на нашем сайте: Тралы и низкорамные платформы в России

За время выпуска МАЗ 537 неплохо показал свои возможности не только в военной сфере, но и в секторе народного хозяйства. Часто использовался для транспортировки гусеничных тракторов, больших станков, экскаваторов, буровой техники и т. д. На базе тягача также создавались пожарные бригады, предназначенные для гашения огня в нефтепромышленном комплексе. Подобная техника активно применялась для восстановления и обслуживания нефтегазовых скважин.

Благодаря универсальности и надежности, МАЗ 537 продавались во многих страны. Их часто можно было встреть в армиях Финляндии, Ближнего Востока и других местах планеты. Такая популярность подтверждает качество машины, которая выпускалась почти 30 лет.

Заключение

При намерении купить МАЗ 537 можно выбрать любую из модификаций и использовать транспорт для решения бытовых задач в строительстве, сельском хозяйстве и промышленной сфере. Транспорт отличается надежностью, отличной ремонтопригодностью и универсальностью, что позволяет использовать его для решения задач любой сложности.

Рейтинг: 24
Всего оценок: 8 Комментариев: 8 Просмотров: 6041
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 06-03-2021 / Обновлено: 17-03-2021
Комментарии
Dilshodbek Наманган 07.03.2021

Это идеальная машина, которую я когда-либо видел. я не знал об этом Достаточно информации из статьи Я видел машину, которая могла тянуть такой же большой грузовик с прицепом в программе «золотой лихорадки». тогда я был поражен. Я был впечатлен мощью подобных техник.

0
0
Ответить
Мария Москва 07.03.2021

Да, МАЗ 537 и поныне используется в народном хозяйстве. Несмотря на возраст тягачей, они еще работают, максимум, пару деталей надо поменять. Жаль, что такая хорошая машина снята с производства, приходится довольствоваться только б/у.

0
0
Ответить
Алексей Викторович Тверь 07.03.2021

В советские годы служил на такой технике, проверенная тройная надежность и мощь которая чувствовалась на бездорожье, два года внушала чувство гордости за нашу военную науку и промышленность.

0
0
Ответить
Антон Смоленск 07.03.2021

Хорошая история о хорошей технике. Конечно, не каждая организация сможет себе позволить приобрести такую технику. Но интерес однозначно появился. И задачи для такой машины уже есть.

0
0
Ответить
Татьяна Пенза 07.03.2021

Это действительно очень мощная машина)) Такая машина проедет где угодно и отвезёт что угодно. Также обладает многими функциями, может быть как военной техникой, возящей боеприпасы, так и пригодится в народном хозяйстве. Как говорится, с такой машиной ничего не страшно)

0
0
Ответить
Катя Ставрополь 08.03.2021

Белорусы по всему миру славятся своей качественной техникой, этот тягач тому просто полное подтверждение. Да и сами технические характеристики у него "отменные".

0
0
Ответить
Александр Гродно 08.03.2021

Этот тягач, судя по его характеристикам, очень мощен. И он точно даст фору некоторым современным тягачам. Все-таки подобную технику в СССР придумывали не зря.

0
0
Ответить
Станислав Ростов 08.03.2021

Аппарат - бомба. Когда служил в армии, удалось на таком поездить. Ощущение, что управляешь кораблем. На удивления сидения очень даже удобные)

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: