МАЗ-500 - белорусская революция в советском автопроме
МАЗ-500 – это истинный гигант, автомобиль, которому в свое время удалось произвести настоящую революцию в советском автопроме. Он достоин восхищения даже сейчас, когда на мировом рынке можно найти машины помощнее и повыносливее.
Прототип транспортного средства был представлен публике в далеком 1958-м году, а выпускался он Минским автозаводом в течение 14-ти лет – с 1963 по 1977.
Оглавление
История модели
Опытные образцы этого авто были созданы в 58-м году прошлого века, а серийное производство удалось наладить только к 1965-му. Моделью-предшественницей легендарного 500-го стал МАЗ-200, выпуск которого был полностью завершен в канун нового 65-го года.
Таким образом, сразу после новогодних выходных Минский автомобильный завод полностью перешел на изготовление автомобиля МАЗ-500, пользующегося в итоге просто огромным спросом.
Уникальной особенностью машины, в отличие от предшественников, была необычная по тем временам компоновка кабины – она располагалась над мотором. Такое решение позволило снизить вес авто и заметно удлинить грузовую платформу, что дало возможность увеличить грузоподъемность более чем на 500 кг. Примечательно то, что упомянутая нами выше компоновка, а именно размещение кабины непосредственно над двигателем, долго не получала одобрения высшим партийным руководством.
Конструкторы даже предложили промежуточный вариант – модель с полувыдвинутым капотом, однако после многочисленных продолжительных споров инженерам все же удалось доказать свою правоту, и в итоге мир увидел грузовой МАЗ-500, который долго оставался самой мощной и надежной техникой в Советском Союзе.
Технические характеристики
Читайте также: ЗИЛ-130 – звезда эпохи
Базовой версией грузовика, ставшего темой нашего разговора, было бортовое авто с деревянной платформой. Колесная база машины составляла 385 см, а ее грузоподъемность достигла невероятных тогда 7,5 тонн.
Отличительной особенностью, благодаря которой авто сразу бросалось в глаза, стала оригинальная радиаторная решетка, состоящая из 14-ти вертикально расположенных ребер. Также к задней стенке кабины МАЗ-500 иногда крепили кожух, поэтому модель получила неофициальное название «Зубрик».
Двигатель
Грузовик оснащался V-образным 6-тицилиндровым дизельным силовым агрегатом ЯМЗ-236 мощностью в 180 лошадиных сил. Примечательно то, что двигатель был разработан на Ярославском заводе специально для установки на эту модель авто и полностью учитывал ее технические параметры.
Рабочий объем мотора – 11 литров, он оборудован системой жидкостного охлаждения, отвечающей за поддержание стабильной температуры на постоянном уровне. Мощности двигателя хватало для транспортировки прицепа весом до 12-ти тонн. Функция турбонаддува в моторе отсутствовала, а основным его минусом было большое количество вредных выхлопов и негативное воздействие на экологию.
Ознакомиться с характеристиками силовой установки можно в таблице ниже:
Параметр | Значение |
---|---|
Объем двигателя | 11 л |
Мощность | 180 л. с. |
Число цилиндров | 6 |
Число тактов | 4 |
Расположение цилиндров | V-образно, угол 90 градусов |
Порядок работы цилиндров | 1 - 4 - 2 - 5 - 3 - 6 |
Турбонаддув | Нет |
Крутящий момент | 667 Н*м при 1500 об/мин |
Максимальные обороты коленвала | 2100 об/мин |
Расход топлива на 100 км | 22 - 25 л |
Объем топливного бака | 175 л |
Максимальная скорость (порожним) | 85 км/час |
Ходовая
Работал мотор в паре с 5-тиступенчатой КПП, присутствовала функция гидроусиления руля и синхронизатора.
Автомобиль был заднеприводным, редуктор моста характеризовался наличием шестеренок, снижающих нагрузку на полуоси и дифференциал. Ходовая МАЗ-500 – это рама клепаного типа, колесная формула выглядит как 4 на 2, на передней оси устанавливались одно-, а на задней – двускатные колеса, представленные шинами низкого давления.
Емкость бака грузовика составляла 200 литров, расход топлива был равен 25-ти литрам на 100 км пути. Максимальная скорость, которую способна развивать эта машина – 75 км/час. Вес МАЗ-500 в снаряженном состоянии был равен 6,5 тонны, максимально допустимая масса достигает 14,8 тонн.
Тормозная система и трансмиссия
На авто устанавливались барабанные тормоза. Что касается сцепления, то оно было сухим 2-хдисковым фрикционным. Такое конструктивное решение и его сочетание с прочими особенностями авто позволяли ему демонстрировать превосходные эксплуатационные характеристики, независимо от погоды, температуры «за бортом» и прочих условий использования.
В частности, благодаря 2-х дисковому фрикционному сцеплению можно было переключать передачи даже под воздействием нагрузок.
ВажноИзначально машина оснащалась однодисковым сцеплением, модернизация была проведена только в 70-м году прошлого века, именно с того момента на МАЗ-500 начали устанавливать более совершенное 2-дисковое сцепление.
Устройство кабины
Кабина грузовика, как уже говорилось выше, устанавливалась непосредственно над силовой установкой. В ней было две двери, три сидения (одно водительское и два пассажирских), инновацией стало наличие за сидениями небольшого спального места. Также предусматривалось несколько ящиков и прочих емкостей для хранения инструментов и прочих вещей.
Водительское кресло оснащалось механизмами регулировки, позволяющими настроить угол наклона и расстояние до педалей с учетом индивидуальных предпочтений шофера. Салон был оборудован примитивной системой вентиляции и печкой, однако в нем все равно было жарко летом и достаточно прохладно зимой. Лобовое стекло обеспечивало широкий обзор, оно состояло из 2-х частей.
Когда необходимо было получить доступ к двигателю для выполнения его ремонта или обслуживания, кабина откидывалась вперед. Что касается грузовой платформы, то изначально борта вокруг нее были деревянными, но в конце 60-х годов им на смену пришли металлические.
Модификации
500-й МАЗ стал по-настоящему универсальным агрегатом с широкой сферой применения. На его базе строилась надежная и выносливая техника, позволяющая успешно справляться с выполнением самых разнообразных задач.
Так, МАЗ-500 самосвал создавался специально для эксплуатации в песчаных и прочих карьерах, все детали и прочие элементы его корпуса были выполнены из металла. Модификация получила название МАЗ-503.
Широким спросом пользовался также МАЗ-500 тягач, который выпускался под обозначением МАЗ-500Ш. Авто характеризовалось усовершенствованным шасси для грузового отсека. Примечательно то, что на таком шасси устанавливались разные надстройки, в частности, МАЗ-500 бензовоз и бетономешалка.
Особого внимания заслуживает модификация МАЗ-504, представляющая собой мощный двухосный тягач, оборудованный дополнительным топливным баком, емкость которого составляла 175 л. Машина использовалась преимущественно для транспортировки крупногабаритных грузов на большие расстояния.
Так называемая армейская версия машины выпускалась под обозначением 500В. Главное ее отличие – цельнометаллический кузов, переработанная подвеска, наличие направляющих и фиксаторов для установки тента.
Модификация 500С (позже ее переименовали в МАЗ-512) предназначалась для эксплуатации в условиях суровых северных зим – в кабине устанавливались дополнительные обогреватели, по ее периметру монтировался толстый слой утеплителя, а двигатель оснащался пусковым подогревателем. Для обеспечения хорошей видимости на кабине устанавливали дополнительный прожектор.
МАЗ-500 Ю (позже – МАЗ-513) – версия для южных регионов с жарким климатом. В ее кабине предусматривалось наличие дополнительной вентиляционной системы и теплоизоляции для защиты от воздействия высоких температур.
МАЗ-504В – вариант грузовика с более мощным мотором на 240 лошадиных сил. Авто могло перевозить груз не только в кузове, но и в полуприцепе, вес которого достигал 20 тонн.
МАЗ-500 лесовоз характеризовался улучшенной коробкой передач и более совершенным сцеплением, а также наличием на переднем мосту редуктора.
Ограниченной серией выпускались полноприводные седельные тягачи (модификация МАЗ-508), но их было немного, до наших дней эти грузовики практически не сохранились.
Некоторое время на Минском автозаводе выпускали также МАЗ-500 автокран. Это был грузовик с механическим приводом и роликовым опорно-поворотным устройством. Шасси оснащалось торсионным стабилизатором, опоры были выносными, ставились они с использованием обычного домкрата. Высота подъема составляла 25 метров, длина стрелы – 12, грузоподъемность – 7 тонн.
Так как модель давно снята с производства, купить МАЗ-500 новым невозможно.
На рынке представлены различные варианты б/у, и цена их зависит от многих факторов, таких как год выпуска, состояние, модификация и так далее. В среднем стоимость легенды советского автопрома варьируется в пределах 150-ти – 300 тыс. руб.
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом модели стала ее высокая надежность и максимальная производительность в любых условиях эксплуатации. С поиском деталей для ремонта или замены никаких проблем нет даже сегодня, спустя более чем 40 лет после снятия МАЗ-500 с производства.
Немаловажным плюсом владельцы машины считают ее доступность с финансовой точки зрения и широкую сферу применения благодаря огромному количеству модификаций. Заметным преимуществом по сравнению с другими грузовиками тех годов стала откидывающаяся кабина, обеспечивающая упрощенный доступ к мотору и прочим узлам.
Что касается минусов, то они сводятся к заметному отставанию «пятисотого» от большинства современных аналогов в плане КПД, большому расходу топлива и огромному количеству вредных выхлопов, что влечет за собой негативное воздействие на окружающую среду.
Заключение
От одного взгляда на МАЗ-500 становится понятно, что машина является истинной «рабочей лошадкой», готовой выполнять возложенные на нее функции в любых условиях эксплуатации. Конечно, в плане комфорта для водителя и пассажиров она несколько недотягивает до современных моделей, но если приложить немного усилий, то этот нюанс без проблем можно исправить умелыми руками мастеров.
Более 12 лет отработал на МАЗ-500. Отличная для своего времени «рабочая лошадка»! Авто шумное и не очень комфортное для водителя, но это не самое главное. Данный аппарат отличался поразительной грузоподъемностью: 10 тонн на борту и без напрягов 70 км /ч по трассе. В то же время достаточно прост в обслуживании, но самое главное «кушал» практически любую соляру без последствий для двигателя и топливной системы.
Не зря говорят нужно, что самое главное в деле хорошее начало, ученые того времени постигли самого лучшего результат а именно МАЗ-500 спасибо за видео очень интересно история в деталях))))
С МАЗом связана целая эпоха советского автомобилестроения, машины встречались на дорогах всего Союза и выполняли различные задачи. Возможно и были в них недостатки, но где их нет, а работала кипела тогда во всех отраслях экономики.
Белорусские грузовики всегда были одними из самых надежных автомобилей в Советском Союзе. Некоторые модели грузовиков работают до сегодняшнего времени.