МАЗ-6430 - магистральный седельный тягач 6х4
МАЗ-6430 – это весьма многочисленное семейство надежных и выносливых седельных тягачей, которые сходят с конвейера Минского автозавода. Главное их назначение – доставка крупных партий грузов на большие расстояния, в том числе и в рамках обслуживания международных маршрутов.
Оглавление
Несмотря на вариативность колесной базы, наибольшим спросом пользуются машины с формулой 6х4 и с двускатными шинами на задней оси, однако это не единственная модификация (детальнее о них поговорим ниже). О том, что представляет собой этот автомобиль, и чем объясняется его востребованность среди российских и не только логистических компаний, мы расскажем в сегодняшнем материале.
Линейка 6430, долгое рождение
Впервые о седельных тягачах МАЗ 6430 заговорили в 80 годы прошлого века – именно тогда конструкторы Минского автозавода начали работать над созданием 4 поколения грузовиков этой марки. Изначально планировалось, что машины заменят на советских дорогах своих предшественников – МАЗ-6422, которые выпускались с начала 70 годов и к тому времени уже морально устарели.
Перед разработчиками стояло несколько важных задач. Во-первых, необходимо было позаботиться о комфорте в кабине, чтобы водитель, обслуживающий дальние рейсы, мог выполнять рабочие обязанности на протяжении продолжительного промежутка времени, не ощущая при этом усталости. Во-вторых, возникла потребность в улучшении аэродинамических характеристик автомобиля, для чего в крышу и одну из стенок кабины встроили обтекатели.
Первый экземпляр, представленный в качестве прототипа, вышел с индексом 6430 и представлял собой классический 3-осный седельный тягач, колесная формула которого выглядит как 6х4.
После продолжительных испытаний, повлекших за собой определенные усовершенствования, началось серийное производство данной модели. Первые грузовики, рассчитанные на массовое использование, вышли на рынок в 1991 году.
Однако сразу после этого грянул кризис, огромная страна распалась, и выпуск тягача МАЗ-6430 пришлось приостановить. Возобновить серийное изготовление удалось лишь к 1997 году, однако спрос на автомобили был низким из-за их дороговизны - покупатели, которыми оказались преимущественно компании и организации из стран СНГ, предпочитали более дешевого предшественника.
За первые 3 года после начала массового производства на Минском автозаводе собрали меньше ста единиц ТС, стабилизировать ситуацию и увеличить выпуск смогли только к 2000 годам. На это же время пришлись и премьеры нескольких модификаций тягача, которые оснащались разными вариантами силовых установок для соответствия стремительно ужесточающимся экологическим стандартам.
К 2008 году все семейство грузовиков было модернизировано, больше всего это отразилось на кабине: значительные изменения претерпел как экстерьер, так и внутреннее убранство. Спустя 10 лет салон снова пережил рестайлинг, теперь он по уровню комфорта ничем не уступает зарубежным аналогам.
Технические характеристики
Прежде чем описывать ключевые узлы и агрегаты транспортного средства, обозначим сухие цифры, которые, тем не менее, наглядно демонстрируют эксплуатационные характеристики этой машины:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 6х4 (основная, но есть и другие модификации) |
Габариты (ДхШхВ), м | 6,8 х 2,55 х 4 |
Величина дорожного просвета, см | 25 |
Величина колесной базы, м | 3,2 + 1,38 |
Емкость топливного бака, л | 300 или 500 |
Полная масса, т | 25,9 (основная модификация) |
Предельно допустимый полный вес автопоезда, т | 52 |
Минимальный радиус поворота, м | 7,7 |
Семейство двигателей
Пришло время рассказать о двигателе МАЗ-6430. Машина выпускается с разными силовыми установками, поговорим о каждом более подробно. Итак, Weichai WP 12.430E50 – совместная разработка минчан и компании Weichai – известного в КНР производителя силовых агрегатов для грузовой техники.
Мотор выпускается с 2015 года, его мощность составляет 430 лошадиных сил, максимальный крутящий момент - 2059 оборотов в минуту. Установка 6-цилиндровая рядная, оснащенная функцией жидкостного охлаждения и турбонаддува, с современной системой подачи топлива Common Rail, каталитическим нейтрализатором и внедрением AdBlue для соответствия стандартам Euro 4 и Euro 5.
Более бюджетным вариантом оснастки является 6-цилиндровый 4-тактный рядный дизельный ЯМЗ-653 на 422 л. с., который также оборудован системой жидкостного охлаждения, функцией турбонаддува и охлаждения воздуха по схеме «воздух-воздух». Мотор соответствует стандарту Euro 5, для этого конструкторы реализовали систему SCR и встроили каталитический нейтрализатор PM-CAT. Контроль подачи топлива осуществляет аккумуляторная система ECRS от Bosch.
Еще одним мотором, устанавливаемым на МАЗ-6430, является турбированная силовая установка OM457LA.V/4 от Mercedes на 428 лошадиных сил при максимальном крутящем моменте в 1900 оборотов в минуту. Двигатель соответствует требованиям Euro 5, он оснащен системой прямого впрыска и нейтрализации отработанных газов, технологией Blue Tec, обеспечивающей экономный расход топлива и его электронную подачу,
Трансмиссия МАЗ-6430
Как и в случае с моторами, есть несколько вариантов трансмиссии. Первый и наиболее распространенный – немецкая механическая 16-ступенчатая ZF 16S2520TO с синхронизаторами и задней зубчатой муфтой.
Коробка характеризуется продолжительным ресурсом, первая замена масла потребуется не ранее, чем через 5 тыс. км пробега, далее масло придется заменять каждые 90 тыс. км, но не реже, чем раз в год. Второй вариант – 16-скоростная Fast Gear 16JS200TA от китайской компании FAST. Несмотря на доступную цену, трансмиссия характеризуется высочайшим качеством.
Узлы этого бренда используются на 90 процентах тяжелых грузовиков производства КНР, они отлично себя зарекомендовали и способны составить достойную конкуренцию многим европейским аналогам. Еще одним решением является 12-ступенчатая коробка G330-12 от Mercedes, которая используется в паре с мерседесовскими моторами.
Подвеска
Спереди у тягача установлена рессорная подвеска, сзади используется либо рессорная, либо пневматическая, все зависит от того, о какой модификации идет речь.
Передняя подвеска состоит из малолистовых полуэллиптических рессор, она дополнена стабилизатором поперечной устойчивости и амортизаторами. Задняя конструкция балансирного типа, со стабилизатором (если она рессорная) или с 4-баллонной пневмосистемой (когда имеет место пневмоподвеска). Кстати, в случае с пневмо реализован ряд дополнительных функций, в частности, контроля и диагностики, уровня нагрузки на ведущую колесную пару, контроля количества потребляемого топлива.
Рулевое управление МАЗ-6430 классического типа, присутствует гидроусилитель, обеспечивающий простоту управления. Тормоза барабанные, дополненные ASR- и ABS-системами, реализованными в стандартной комплектации.
Кабина грузовика
ВажноК комфорту в салоне тягача нет никаких претензий, он гораздо выше, чем у многих других грузовиков этого производителя.
Кабина МАЗ-6430 установлена на 4 пружинах либо на пневмоэлементах, поэтому даже во время езды по ухабам тряска минимальна. Водительское сиденье оснащено пневмоподвеской, оно широкое и мягкое, дополнено боковой поддержкой и широким спектром регулировок.
Руль удобен, его можно настроить и по углу наклона, и по степени вылета, возможна даже регулировка по высоте. Расположение элементов управления и датчиков на панели приборов продуманное и эргономичное, чтобы водитель мог выполнять рабочие обязанности, ни на что не отвлекаясь. Между водительским и пассажирским сиденьем присутствует откидной столик, также имеется много емкостей и ниш для хранения нужных в дороге вещей.
В стандартной комплектации в салоне устанавливается две спальных полки, холодильник и газовая плита с 8-литровым баллоном. Кабина достаточно высокая для того, чтобы встать в ней в полный рост. Шумоизоляция отличная, примечательно то, что с каждым последующим рестайлингом она становится еще лучше.
Модификации
По состоянию на момент подготовки данного материала Минский автозавод выпускает 3 основных модификации тягачей МАЗ-6430:
- МАЗ-643028, оснащенные дизельным мотором Weichai WP 12.430E50, который работает в паре с 16-скоростной ZF 16S2520TO. Полный вес машины – 30 тонн, допустимая масса автопоезда составляет 65 т. Кабины могут быть разными, как с высокой, так и с низкой крышей.
- МАЗ-6430C9, оборудованные двигателем ЯМЗ-653, работающим с ZF 16S2520TO, или же китайским мотором Fast Gear 16JS200TA (трансмиссия аналогична предыдущему варианту).
- МАЗ-6430E8, под капотом которого «трудится» немецкий Mercedes OM457LA.V/4 в сочетании с 12-скоростной трансмиссией Mercedes G330-12. Полная масса авто составляет 25,9 т, предельно допустимый вес автопоезда – 52 т.
Стоимость МАЗ-6430
Купить МАЗ-6430 можно по цене от 4 млн. 800 тыс. руб. (имеется в виду машина без пробега). Тягач б/у стоит, по меньшей мере, в полтора раза дешевле, его стоимость зависит от года выпуска, модификации и состояния.
Итог
Из описанного выше можно сделать вывод о том, что год от года грузовики от компании МАЗ становятся только лучше. Седельный тягач 6430 – яркое тому доказательство. Он надежен и вынослив, экономичен в плане расхода горючего, соответствует экологическим стандартам и не вызывает нареканий в плане комфорта.