МАЗ-6516 – первый четырехосный минский самосвал
Минский автомобильный завод занимает заметное место на российском рынке грузовиков с долей около 5%. В том числе – за счет грузового автомобиля МАЗ-6516 в различных модификациях. Машина совершенно справедливо считается первым самосвалом с четырьмя осями и колесной формулой 8 на 4, запущенным в серию в Белоруссии еще в 2008 году.
Оглавление
За прошедшее время грузовик стал популярным как в своей стране, так и в России, куда поставляется большая часть продукции Минского автозавода. Рассмотрим более внимательно технические характеристики, конструктивные особенности, устройство и конкурентные преимущества МАЗ-6516.
От МАЗ-500 до МАЗ-6516
Формально у грузовика МАЗ-6516 нет прямых предшественников. Хотя попытки создать самосвал неоднократно предпринимались в Советском Союзе, начиная с середины 60-х годов прошлого века. С некоторой долей условности прообразом рассматриваемой модели можно назвать представителей ставшего сегодня легендарным семейства грузовых автомобилей МАЗ-500.
Исходный вариант представлял собой бортовой грузовик с колесной формулой 4 на 2. Его грузоподъемность составляла 8-8,5 тонн при общем весе машины с прицепом или полуприцепом 12 тонн. Предельная скорость составляла 80 км/ч при мощности двигателя 180 л/с.
Главной задачей конструкторов выступало существенное увеличение практически всех перечисленных характеристик и разработка универсального шасси, допускающего установку различных надстроек. Включая автокран, автоцистерны и, что особенно актуально, самосвальный кузов.
В 1970 году был создан экспериментальный образец четырехосного грузовика на базе МАЗ-500, который получил обозначение НАМИ-0145. Разработка не получила продолжения, так как не вызвала интереса со стороны руководства. Причем аналогичная ситуация сложилась и на других автомобилестроительных предприятиях СССР.
Поэтому работы по созданию четырехосного самосвала были продолжены только после распада Советского Союза. Очередным образцом грузовика с колесной формулой 8 на 4, предназначенным для перевозки сыпучих материалов и грузов, стал МЗКТ-6515, созданный на Минском заводе колесных тягачей в 1994 году и еще через год запущенный в серию. Выпуск машины продолжался практически два десятка лет, хотя массовым назвать его было сложно.
Примерно в то же время аналогичные разработки велись на другом лидере российского грузового автопрома – Камском автозаводе. Результатом стало появление ы 1996 году четырехосного самосвала КАМАЗ-6540 грузоподъемностью 18,5 тонны. В 2000 году был запущен в серию более совершенный КАМАЗ-65201, способный перевезти до 25 тонн груза.
Еще несколько лет спустя – в 2004 году – схожая по конструкции модель самосвала КрАЗ-7133С4 начала серийно производится на Кременчугском автозаводе. В 2006 году на рынке появился Урал-6563, грузоподъемность которого составила 25 тонн. Чтобы не уступить в конкурентной борьбе за очень привлекательный российский рынок, МАЗ был вынужден создан собственный четырехосный самосвал.
Первая модель которого – МАЗ-6516А8-321 – появилась в 2007 году и уже через год была запущена в серию. Грузовик несколько раз модифицировался, результатом чего стало появление семейства МАЗ-6516. Машина продолжает выпускаться до настоящего времени, что является лучшим подтверждением востребованности у отечественного потребителя.
Устройство самосвала, сотрудничество с МЗКТ
Предприятия белорусского автопрома всегда активно взаимодействовали между собой. Чему очень способствовало непосредственное участие руководства Республики Беларусь. Результатом интеграции стала несомненная близость – с конструктивной и технологической точек зрения – между МЗКТ-6515 и МАЗ-6516, которая легко прослеживается хотя бы по цифровому обозначению самосвала.
Необходимость обратиться за опытом производства четырехосного грузовика с самосвальным кузовом к соседям возникал из-за очевидного отставания Минского завода от большинства конкурентов по российскому рынке, описанного выше. Именно поэтому конструкторы МАЗ использовали немало разработок расположенного в столице Беларуси завода колесных тягачей. Что стало особенно актуальным, с учетом более десятилетнего опыта выпуска грузовиков с колесной формулой 8 на 4, уже имеющегося у соседнего предприятия.
ВажноУстройство самосвала МАЗ-6516 можно назвать традиционным. Грузовик обладает небольшой по размерам двухдверной кабиной, дизельным двигателем и высокорасположенным кузовом. Машина предназначается для транспортировки сыпучих, навальных и крупногабаритных грузов. Проходимость автомобиля позволяет перемещаться по дорогам всех категорий.
Самосвальная платформа имеет объем 21 куб. м. и выпускается в двух модификациях: U-образной и прямоугольной. Что позволяет потребителю выбрать подходящий вариант. Грузоподъемность самосвала МАЗ последних вариантов достигает 28,5 тонны (для некоторых моделей – до 32,5 тонны).
Технические характеристики
Главной причиной относительно высокой популярности четырехосного самосвала МАЗ-6516 на российском рынке выступает достаточно внушительный набор технических характеристик.
Чтобы подтвердить сказанное, достаточно привести несколько наиболее значимых из них.
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 8 х 4 |
Общая масса автомобиля, кг | 44800 |
Общая масса автопоезда, кг | 65000 |
Собственная масса грузовика, кг | 16300 |
Максимальная грузоподъемность, кг | 28500 |
Мощность двигателя, л. с. | 4200 |
Емкость топливного бака, л | 300 |
Предельно допустимая скорость, км/ч | 85 |
Объем кузова, куб. м | 21 |
Число передач | 16 |
Двигатели МАЗ-6516
Последние модели четырехосного грузовика МАЗ-6516 комплектуются дизельным двигателем ЯМЗ-653. Мощность силового агрегата составляет 309 кВт или 420 л. с. Рабочий объем двигателя равняется 14 860 куб. см. Продукция Ярославского моторного завода хорошо известна на рынке России и стран СНГ. Она отличается сбалансированным сочетанием надежности, мощности, долговечности и разумной стоимости.
Важным дополнением становится соответствие двигателя жестким требованиям экологического стандарта EURO-5 (для некоторых моделей – EURO-6). Что позволяет при необходимости эксплуатировать грузовой автомобиль в странах ЕС без каких-либо ограничений. В разные годы некоторые модели грузовика поставлялись (и до настоящего времени продолжают использоваться на практике) с другими дизельными двигателями.
Чаще всего речь идет о двух вариантах комплектации: MAND2066LFL41(294 кВт, 400 л. с., 10,5 литра),CumminsISLe 400 40 (294 кВт, 400 л. с., 8,9 литра) или MercedesOM471 (турбодизель, 476 л. с., 12,8 литра). В последние 2-3 года на самосвалы МАЗ активно ставятся китайские силовые агрегаты нескольких быстро набирающих популярность брендов: Shacman, FAW иWeichai.
Трансмиссия
На самосвал устанавливается механическая коробка передач с 12 или 16 ступенями. В первом случае стандартным вариантом поставки считается 12JSDX240TA, во втором – ZF 16S2525TO.
Некоторые модели комплектуются автоматической КПП, например, произведенной Mercedes-BenzPowerShiftG28-12 NewAMT. Такой вариант трансмиссии пользуется спросом у водителей, так как очень удобен в эксплуатации. Важно отметить, что в последние годы комплектация продукции Минского автозавода достаточно быстро меняется.
Это объясняется масштабными санкциями, которые коснулись большей части российских и белорусских производителей, относящихся к автомобилестроительной промышленности. Именно поэтому на сегодняшнем рынке РФ и РБ можно найти самые неожиданные комбинации комплектующих от ведущих и малоизвестных брендов Европы и Азии.
Модификации
За полтора десятка лет серийного производства четырехосного самосвала МАЗ-6516 было создано несколько модификаций грузовика. К числу наиболее распространенных можно отнести такие (указаны в хронологической последовательности выпуска):
- А8-321;
- V8-520;
- А9(А8);
- B9-480;
- C9 (актуальный на сегодня вариант, более детально описанный ниже);
- Y9-521-005;
- E8-521-000;
- M9-620.
Основная разница между ними заключается в постепенном совершенствовании технических характеристик, увеличении грузоподъемности и соответствии все более жестким экологическим стандартам (от Евро-3 до Евро-6).В настоящее время Минский автозавод выпускает шасси МАЗ-6516С9 в трех модификациях: 540-000, 550-000 и 560-001.
Платформа предназначается для установки самого разнообразного оборудования, начиная с самосвального кузова и заканчивая специализированными устройствами, включая пожарные лестницы, манипуляторы и краны. Отдельного упоминания заслуживают несколько самых популярных вариантов комплектования:
- Автокран КМ 6571BY грузоподъемностью 40 тонн.
- Бетононасос Everdigm 43CX-5 (имеет удлиненную базу, что стало причиной появления специальной маркировки МАЗ-693269).
- Пожарный автомобиль АКП-48.
- Пожарная автолестница АЛ-52.
- Грузовой манипулятор М75-05 (МАЗ-694469) и многие другие.
Кабина грузовика
Изначально самосвал поставлялся с компактной по размерам кабиной. Она постепенно совершенствовалась, становилась более вместительной и комфортной для управления. Самой совершенной считается кабина, которая устанавливалась на грузовой автомобиль евро стандарта МАЗ-6516 М9. Большая часть ее особенностей сохранилась в современных моделях самосвала, предусматривающих:
- фары стильной вытянутой формы;
- отсутствие защиты на противотуманных фонарях;
- увеличенный размер радиаторной решетки;
- уютный интерьер;
- удобное эргономичное размещение приборов управления (вплоть до включения блокировки дифференциала нажатием одной кнопки);
- откидная полка с возможностью быстрого превращения в спальное место;
- электрические стеклоподъемники;
- удобные и комфортные подлокотники;
- сравнительно большой ЖК-дисплей;
- достаточное количество полок, ниш и других емкостей;
- широкий обзор через лобовое стекло (укомплектованное шторками);
- регулируемое в нескольких плоскостях кресло водителя и рулевое колесо;
- специальный ящик для инструментов и личных вещей (располагается под креслом пассажира).
Стоимость грузовика МАЗ-6516 и конкурентов
Несмотря на то, что грузовики МАЗ-6516 производятся в Беларуси, цена автомобиля достаточно сильно зависит от текущей валютной конъюнктуры. Причина – заметное количество комплектующих западных или китайских поставщиков.
По состоянию на начало второго квартала 2024 года вполне реально купить новый самосвал МАЗ-6516 в базовой комплектации по цене от 5-6 млн. рублей. Минимальная стоимость последних модификаций грузового автомобиля начинается с 6-7 млн. рублей.
Продукция большинства российских конкурентов, например, КАМАЗа или Урала, относится к примерной той же ценовой категории. Хотя в большинстве случаев четырехосные самосвалы отечественного автопрома несколько – пусть и незначительно – дороже.
Желающим сэкономить предоставляется возможность купить самосвал КАМАЗ или МАЗ б/у, то есть бывший в употреблении. В этом случае можно найти находящийся в работоспособном состоянии грузовой автомобиль с колесной формулой 8 на 4 и самосвальным кузовом по цене от 1-1,5 млн. рублей. Важно помнить, что его эксплуатация – вместе с техническим обслуживанием и ремонтом – будет стоить дороже аналогичных затрат для новой техники.
Итог
МАЗ-6516 является первым четырехосным грузовым самосвалом, запущенным в серию Минским автомобильным заводом в 2008 году. Автомобиль производится и активно эксплуатируется до настоящего времени. Что показывает его относительно успешную конкуренцию на российском рынке с местными производителями в лице КАМАЗа, Урала и КрАЗа.
Главные достоинства белорусского самосвала заключаются в сочетании достаточно впечатляющих технических характеристик со вполне бюджетной стоимостью. Основной недостаток – некоторое отставание в плане надежности и долговечности от российских и зарубежных аналогов.