Военный тягач МАЗ 538
Военный тягач МАЗ-538 — белорусский гусеничный автомобиль, который производился с 1963-го по 1995-й. Мощный и надежный транспорт разработан в конструкторском бюро Минского автозавода и широко использовался в СССР, в том числе во время войны в Афганистане.
Оглавление
Модель применяется для транспортировки различных грузов и артиллерии. Известна прочностью и способностью к работе в экстремальных условиях. Ниже приведем особенности машины, ее характеристики, сильные и слабые стороны. Отдельно выделим модификации, конструктивные особенности и начинку кабины.
История создания армейского тягача, назначение
Эпоха военного тягача МАЗ началась в 1958-м, когда стартовало активное развитие военной техники в СССР. Минский автозавод приступил к разработке нового гусеничного автомобиля, предназначенного для использования в ВС.
ВажноОсновная задача - создание тягача, способного перевозить тяжелые грузы и артиллерийские системы по различным типам местности. Машина должна была справляться с бездорожьем и глубоким снегом. Важными критериями также были прочность, надежность и простота.
В 1963-м МАЗ представил первые образцы. Новый тягач был оснащен мощным дизельным двигателем и имел надежное шасси, что делало его идеальным для работы в труднодоступных условиях. Модель успешно приняли на вооружение Советской армии, после чего активно применяли в разного рода операциях.
В последующие годы МАЗ-538 прошел ряд модификаций и модернизаций, чтобы соответствовать новым требованиям. Производство продолжалось до 1995-го, после чего было прекращено. При этом модель остается в строю в различных армиях,применяется в качестве надежного и мощного помощника.
Военный тягач МАЗ-538 использовался для решения следующих задач:
- Перевозка тяжелых грузы по различным типам местности. Применялся для транспортировки боеприпасов, снарядов, строительных материалов и других необходимых товаров на поле боя.
- Эвакуация поврежденных или выведенных из строя военных машин / оборудования. Его мощный мотор и шасси позволяли перевозить даже тяжелые технические средства на большие расстояния.
- Буксирование артиллерийских орудий различного калибра. Машина обеспечивала транспортировку и установку артиллерии на передовых позициях.
- Доставка и установка различных инженерных сооружений, включая мосты, укрытия и оборудование для инфраструктуры. Он также мог применяться для технического обслуживания и ремонта военной техники.
- Выполнение землеройных работ, таких как расчистка местности, строительство дорог, рытье траншей и т. д.
Благодаря гусеничному ходу, МАЗ-538 был приспособлен для передвижения по снегу, грязи, болотам и другим труднопроходимым местностям. Это делало его незаменимым средством транспортировки в экстремальных условиях, например, зимой или в горах. При этом техника активно применялась в с/х, строительной сфере, промышленности и даже лесном хозяйстве.
Описание МАЗ 538
Военный тягач имеет полную массу 16.5 т и обеспечивает два посадочных места в кабине для членов экипажа. Для мобильности МАЗ-538 оснащен мощным двигателем Д-12А-375А с мощностью 375 л.с., достигаемых при 1650 об/мин.
Предельная скорость по трассе до 45 км/ч обеспечивает быструю доставку грузов и оборудования на значительные расстояния. С длиной 5.87 м, шириной 3.12 м и высотой по кабине 3.1 м тягач обладает достаточной маневренностью и способностью проезжать по узким дорогам и пересеченной местности.
База составляет 3 м, а колея — 2.52 м, что обеспечивает устойчивость при движении по неровному рельефу. Дорожный просвет составляет 48 см, что позволяет преодолевать препятствия на дороге, включая выступы и неровности.
Среди других характеристик следует отметить преодолеваемый подъем до 30 градусов, глубину преодолеваемого брода до 1.2 м и максимальный угол крена до 18 градусов. Все это делает МАЗ-538 весьма универсальным военным транспортным средством.
Необходимое топливо для МАЗ-538 обеспечивается запасом топлива в двух баках по 420 л каждый. При этом расход горючего на шоссе составляет 100 л на 100 км, что требует эффективного планирования и управления топливными запасами во время длительных походов.
Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, что обеспечивает удобство и эффективность в управлении при буксировке или подъеме грузов. Передняя балансирная подвеска базируется на поперечных рычагах с гидропневматическими упругими элементами.
Она обеспечивает комфорт и устойчивость во время движения по неровной местности. Система адаптируется к изменяющимся условиям, поглощая удары и вибрации, что делает поездки более комфортными.
Задние колеса имеют жесткое крепление, обеспечивая надежность и устойчивость тягача на дороге в экстремальных условиях. Это повышает безопасность и обеспечивает стабильность во время работы с тяжелыми грузами.
Тормозная система 2-контурная пневмогидравлическая, что обеспечивает эффективное и надежное торможение даже при больших скоростях и с тяжелыми грузами. Двухконтурность повышает защиту в экстремальных ситуациях, таких как аварийные ситуации или длительные спуски с горы, где требуется предотвратить перегрев тормозов и сохранить контроль над транспортным средством.
Плюсы:
- мощный мотор, обеспечивающий улучшенные характеристики и способность перемещаться по разным видам грунта;
- полный привод, позволяющий преодолевать различные препятствия, в том числе бездорожье, грязь и снег;
- продуманная подвеска всех колес для плавности хода и лучшей устойчивости;
- простота и надежность конструкции, что облегчает обслуживание и ремонт;
- способность буксировать прицепы массой до 38.5 тонн;
- применение для различных целей, в том числе для буксировки прицепов, перевозки людей и грузов, выполнения землеройных работ и т.д.
Минусы:
- большой расход топлива, что делаетэксплуатацию неэкономичной;
- не очень комфортная кабина, а особенно для длительных поездок;
- шумный мотор, что создает дискомфорт для водителя и пассажиров;
- сложность в управлении, а особенно для неопытных водителей;
- большие габариты, что затрудняет маневрирование в ограниченном пространстве.
Технические характеристики
При рассмотрении особенностей армейского тягача стоит также выделить его параметры:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Масса, т | 16,5 |
Угол крена, град. | 18 |
Количество мест в кабине | 2 |
Глубина брода, м | 1,2 |
Скорость, км/ч | 45 |
Запас горючего | 2 бака по 420 л |
Клиренс, см | 48 |
Габариты (ДхШхВ), м | 5.87х3.12х3.1 |
Расход горючего, л / 100 км | 100 |
Модификации
За время выпуска было представлено несколько модификаций машины. К наиболее популярным относится бульдозер БКТ, тягач ПКТ и траншейный транспорт ТМК-2. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Многоцелевой бульдозер БКТ
Предназначендля разработки и планировки территории, создания котлованов и траншей. Оснащен специальным бульдозерным оборудованием, позволяющим проводить земляные работы, в том числе разравнивание поверхности, укрепление берегов, а также строительство оборонительных сооружений. Бульдозер БКТприменяться различных климатических условиях и почти на всех типах.
Особенности:
- Производительность — 60-100 куб. м грунта в час;
- Вес — 17.6 т;
- Угол подъема / спуска — 25 / 12 градусов.
Колесный тягач для прокладки путей ПКТ
Используется для прокладки путей и дорог в труднодоступных условиях. Комплектуется оборудованием для укладки и укрепления дорог, а также для преодоления препятствий. Может использоваться для создания временных трасс для перемещения, облегчающих движениетехники и логистических единиц. Создает связи между различными военными объектами.
Особенности:
- Ширина захвата — от 3.2 до 3.8 м;
- Производительность — 10 км/час;
- Вес — 19.4 т.
Колесная траншейная техника ТМК-2
Ориентирована на проведение траншейных работ на поле боя и в инженерных оборонительных сооружениях. Имеет специальный механизм для быстрого изъятия земли, создания траншей различных размеров и глубин. Позволяет быстро делать защитные рвы и траншеи для защиты войск и укрепления обороны. Колесная конфигурация обеспечивает мобильность и быстроту действий техники на поле боя.
Особенности:
- Глубина создания рвов — от 1.1 до 1.5 м;
- Ширина углублений — от 0.9 до 1.5 м;
- Производительность — от 80 до 400 м траншеи в час;
- Расход — 50 л на 100 км.
Рабочее место оператора
Кабина тягача военной техники МАЗ-538 представляет собой комфортное и функциональное рабочее пространство, обеспечивающее водителю удобство и безопасность во время работы. Конструкция является 2-дверной и выполнена из цельного металла.
Одной из особенностей является отличная обзорность, которая обеспечивается панорамным 2-секционным лобовым стеклом и большими боковыми окнами. Это позволяет водителю иметь широкий обзор как вперед, так и в стороны, что особенно важно при маневрировании в труднодоступных условиях. Дополнительно предусмотрена пара крупных зеркал заднего вида с регулировкой из кабины и зеркало для контроля за прицепом.
Внутри установлено удобное регулируемое сиденье водителя с подрессоренной спинкой и подлокотниками. Руль, а также легкодоступные педали газа, тормоза и сцепления делают управление тягачом удобным и эргономичным. Рычаги переключения передач и управления раздаткой расположены так, чтобы обеспечить быстрый доступ и удобное использование.
Для комфортных условий в кабине предусмотрена регулируемая система отопления и вентиляции, а также освещение салона и рабочего места водителя. Дополнительные места для хранения вещей, такие как бардачки, ящики под сиденьем водителя и полки, гарантируют удобство в организации рабочего пространства.
Стандартная комплектация включает в себя все необходимое для работы, включая инструменты, запасные части и принадлежности, но также предусмотрена возможность дополнительного оснащения различным оборудованием в зависимости от специфики задачи.
Размер кабины составляет 80 см в ширину, 1 м в глубину и 1,3 м в высоту. Такая особенность обеспечивает достаточное пространство для комфортной работы водителя.
Заключение
Тягач МАЗ-538 представляет собой надежный транспорт, который широко применяется в военных операциях, строительстве и логистике. Его высокие технические характеристики, функциональность и удобство делают машину незаменимым элементом военной техники.В настоящее время модель не производится, но некоторые экземпляры до сих пор используются в армиях некоторых стран, а также в частном секторе.
МАЗ 538 ПРЕКРАСНАЯ ТЕХНИКА . Только погрузчик с отвалом не выпускался . Вот если бы ещё кабина была трёхместная , со спальным местом , и магнитолой , было бы чудесно . За Кировца конечно лучше будет - это однозначно .