Беларусь обвиняют в предвзятом отношении к польским перевозчикам
«Беларусь мстит автоперевозчикам» - под таким заголовком вышла публикация в украинском интернет-издании Logist.fm, со ссылкой на польских коллег. Автор статьи заявляет, что в последнее время тщательные проверки по отношению к польским перевозчикам со стороны белорусских пограничников и других контролирующих служб Беларуси превратилось в настоящий преследования.
В частности, количество тщательных проверок грузового автотранспорта, следующего со стороны Польши, выросла в разы только в течение нескольких последних дней. Белорусы руководствуются нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. А там сказано, что «перевозчик должен сделать товары доступными для проверки».
На практике это означает, что по первому требованию контролеров, польским перевозчикам приходится самостоятельно организовывать и оплачивать процесс полной разгрузки. По окончании проверки грузовиков на границе приходится вновь организовывать загрузку товаров в кузов. На это уходит много времени. Груз задерживается. В результате приходится оплачивать не только процесс разгрузки-погрузки, но и возможные штрафы за несоблюдение сроков доставки.
Такие действия белорусов формально выглядят законными. Подозрение вызывает то, что они усилились сразу после того, как увеличилась политическое напряжение между Правительством республики и Европейским Союзом.
Когда политические игры выходят вне рамки политики, затрагивая экономическую и социальную сферы обеих сторон, следует помнить, что все тяготы санкций и других мер «наказания» ложатся, прежде всего, на плечи рядовых граждан, вне зависимости от их проживания: либо на территории стран ЕС, либо в Беларуси.
Выступая за экономическое давление на Беларусь, сторонники санкций неминуемо пострадают сами. Ситуация стала настолько серьезной, что Европейская ассоциация экспедиторов FIATA предупредила перевозчиков с ЕС о рисках в результате действий чиновников на территории Беларуси.
На сегодня Беларусь остается очень важной транзитной территорией, через которую проходит 80% товаропотока между Европой и Азией. Напряжение начало возникать еще в прошлом году, когда белорусскую границу пересекло на 5% меньше польских грузовиков, чем в 2019 году. Впрочем, до сих пор речь идет о 1,1 млн машин в год.