Литовским перевозчикам грозит банкротство
С закрытием восточных рынков литовский экспорт транспортных услуг может потерять до 1,2 млрд евро.
Решение литовских властей о приостановке перевозки грузов в Беларусь грозит огромными убытками.
Ассоциация литовских перевозчиков ссылается на слова экономиста Александраса Изгородинаса, который отметил, что на конец 2021 года литовский экспорт транспортных услуг в Беларусь составил 391 млн евро, в Россию – 701 млн евро и в целом в страны постсоветского пространства – 1,2 млрд евро.
Транспортно-логистические компании Литвы требуют от правительства рассмотрение вопроса о мерах финансовой поддержки в условиях прекращения автомобильных грузоперевозок через территорию Беларуси. В противном случае пострадают перевозки грузов в страны Центральной Азии.
Наиболее уязвимыми являются мелкие перевозчики. Им грозит банкротство. Крупные компании вынуждены будут увольнять сотрудников, что приведёт к росту безработицы и социальной напряжённости в стране. Об этом говорится в обращении Литовской национальной ассоциации автоперевозчиков «Линава» к правительству.
«Если решение о приостановке перевозки грузов через Беларусь будет принято, литовский бюджет потеряет существенный доход, поступающий в виде налога на прибыль, а также различных налогов, связанных с трудоустройством и оказанными услугами», — говорит А. Изгородин.
В Ассоциации добавляют, что даже временное закрытие выхода к среднеазиатским рынкам затрагивает как минимум 250 мелких и средних транспортных компаний, в которых заняты до 10 тысяч сотрудников.
В 2021 году 484 транспортные компании перевозили грузы в Россию, прошлом году грузы в Россию перевозили 484, что составляет 9,3%, в Беларусь – 462 компании (8,8%), в Казахстан – 166 перевозчиков (3%), в Узбекистан – 53 компании (1%).
Литовский бизнес уже ищет альтернативные рынки на Западе, но изменить направление деятельности и быстро найти новых клиентов совсем непросто. Это требует финансовых, временных и человеческих ресурсов.
В переходный период, перевозчики, работающие с восточными рынками, не найдут другие маршруты, будут нести огромные миллионные убытки, что может привести к неплатежеспособности и банкротству большинства литовских транспортных компаний. А пока единственным логистическим направлением для множества малых и средних перевозчиков из Литвы является Беларусь и Россия.