Рига заинтересована в развитии конфликта между Беларусью и ЕС
Возможно ли эффективное функционирование Нового шёлкового пути без Беларуси? По мнению издания RailFreight, Латвия заинтересована в том, чтобы Беларусь заблокировала грузовые железнодорожные перевозки между Европой и Китаем. В этом случае роль Латвии в качестве транзитного государства, становится решающей.
Возможно в Риге с нетерпением ожидают, когда же президент Беларуси фактически осуществит свои угрозы и перекроет транзитные железнодорожные перевозки. И несмотря на то, что власти республики не предпринимают никаких действий, однако настороженность прибалтийского региона в этом вопросе не исчезает.
Например, аналогичная угроза того, что Беларусь готова перенаправить экспортные грузопотоки из литовского порта Клайпеда в российские порты, объявленная белорусским лидером в конце августа 2020 года, была реализована только через семь месяцев, в начале марта 2021 года. Причём данный процесс пока продолжается, а его завершение намечено не ранее 2023 года.
Таким образом, у европейских грузоотправителей и поставщиков логистических услуг есть достаточно времени, чтобы разработать альтернативные маршруты, если Беларусь все же решится на активные действия. В новой ситуации Латвия могла бы стать альтернативой Беларуси для транзитного следования контейнерных поездов.
Во-первых, страны Балтии и особенно Латвия имеют такую же ширину колеи, как Россия и Беларусь. Это наиболее важный вопрос, поскольку дополнительных перегрузок на российско-латвийской границе не потребуется.
Вторая причина заключается в том, что Латвия является членом ЕС, поэтому поезда, идущие транзитом в направлении Западной Европы, не требуют дополнительных таможенных процедур после пересечения границы с Россией.
Третья причина связана с транспортными возможностями. Поскольку LDz Cargo, государственный оператор грузовых железнодорожных перевозок, в последние годы испытывает значительный спад объёмов грузоперевозок, на железнодорожной сети сформировалась достаточная пропускная способность, которая вполне справится с интенсивным движением грузовых составов между Европой и Китаем.
В-четвёртых, на латвийском рынке грузоперевозок большое значение имеют российские логистические компании. Среди них - РЖД Логистика, которая является активным игроком на Новом Шелковом пути и имеет два дочерних предприятия в Латвии. Российские транспортные предприятия, безусловно, заинтересованы в перенаправлении некоторых грузовых перевозок через прибалтийское государство.