Российские СМИ сообщают о срывах сроков поставок европейских грузов в РФ через Беларусь
После решения Лукашенко о закрытии границ Беларуси с Литвой и Польшей перевозчиками была отмечена повышенная тщательность проверок на постах. Границы пока остались открытыми. Но, как сообщают российские источники, грузы «запаздывают» уже на 5 дней.
Необходимо отметить, что переориентация поставок на другие направления происходит из-за больших издержек. Для логистических компаний это невыгодно в том числе из-за того, что консолидационные склады находятся на территории Литвы.
Массовые проверки грузов, направляющихся транзитом из Литвы через белорусскую границу в Россию, по сообщениям очевидцев, происходят еще с начала сентября. Чуть позднее появилась информация о «рекомендациях» ввозить грузы на территорию Беларуси не из балтийских стран. Еще позже Минтранс страны высказал опровержение относительно слухов о возможности закрытия границ для литовских перевозчиков. При этом, по имеющимся сведениям, на нескольких пунктах пропуска ведутся ремонтные работы, которые, вероятнее всего, станут фактором, замедляющим въезд грузовых машин.
По мнению бизнес-омбудсмена по вопросам транспорта Игоря Ребельского, решения белорусских властей могут нанести вред не только литовскому, но и российскому бизнесу. Ведь если в прошлом году на границе с Беларусью проверку проходила одна фура из ста, направляющихся транзитов в РФ, то в сентябре ситуация изменилась в корне, и ужесточенный досмотр проходят практические все российские сборные грузы, въезжающие с литовской стороны. Это существенно отражается на сроках поставки продукции. Нередко грузы поставляются почти на неделю позже запланированной даты.
Следует отметить, что операторы РФ рассматривают два варианта объезда. Первый из них – напрямую из Латвии в Россию – это крюк длиной в 200 км. Следованию такому маршруту ведет к удорожанию транспортировки груза приблизительно на треть. Но есть и еще одно неблагоприятное обстоятельство – даже после преодоления этого объезда фурам придется стоять на границе несколько дней. Двинутся в путь перевозчики смогут не ранее чем через двое суток. Некоторые грузы и вовсе ждут своего «счастливого часа» дней пять.
Что касается второго объезда, он пролегает через белорусско-польский участок границы. Для преодоления этого крюка перевозчикам придется проехать 350 км. К тому же российским транспортным компаниям, у которых есть консолидационные склады в Литве (а таких значительная часть), совсем не прибыльно направлять фуры через данный участок границы. Дополнительные сложности возникают и в связи с тем, что в РФ принято решение о запрете ввоза без маркировки существенной части потребительской продукции. Новые правила вступят в силу до конца года. Запрет коснется не только обуви, но и целого ряда других товаров.
Иначе говоря, речь идет о той продукции, которая составляет преобладающую часть европейского импорта.
Учащенные проверки грузов, следующих транзитом через территорию Беларуси, отметил и директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов. Однако сложившуюся ситуацию он не считает поводом к заключению каких-либо выводов, поскольку досмотры фур проходят в штатном режиме.