Автопром Беларуси ловит волну!

Автопром Беларуси — значимая отрасль машиностроения страны, влияющая на ее развитие. Она включает сборку грузовых и легковых машин, автобусов и спецтехники. Ее истоки идут к 1944-му, когда в Минске удалось основать автосборочный завод.

Последний собирал грузовые машины из комплектующих, которые приходили по ленд-лизу. В обзоре ниже попробуем разобраться, в каком состоянии находится автомобильная отрасль сегодня, и что ее ожидает в будущем.

Общее положение дел в Беларусском автопроме - кооперация с Россией и Китаем

Автомобильная сфера Беларуси прошла значительный путь развития. При этом последнее время она все больше опирается на сотрудничество с Россией и Китаем. Это позволило укрепить позиции на международном рынке и расширить ассортимент.

Волат

Становление белорусского автопрома началось в 1944-м. Именно тогда был открыт автосборочный завод в Минске. Здесь собирались грузовые машиныиз деталей, которые активно поставлялись из Европы и США. На базе предприятия создан Минский автозавод (МАЗ), ставший ведущим производителем грузовой техники и автобусов.

Одним из ключевых этапов стало сотрудничество с Россией. Производственная кооперация между странами охватывает более 20 российских и свыше 50 белорусских фирм. Особенно это касается с/х сферы и специального машиностроения. Взаимодействие базируется на поставке комплектующих и совместной разработке.

С начала 2000-х Беларусь активно развивает отношения с Китаем. Она рассматривает его как стратегического партнера и позволяет диверсифицировать отношения. Такое сотрудничество привело к созданию совместных предприятий. Впоследствии в белорусский автопром были внедрены инновационные технологии

Сегодня в Беларуси действуют ряд ключевых автопроизводителей. К примеру, завод «БелДжи» является совместным предприятием с китайской Geely. Здесь собирается Coolray, Tugella и Emgrand. Здесь же производятся машины Bel Gee — X50 и X70. Завод «Юнисон» выпускает машины китайских марок VGV (U70 Pro и U75 Plus) и Hongqi (HS5). Подробнее на них еще остановимся ниже.

Важно

Главным экспортным рынком для белорусской техники является Россия. Именно сюда поставляется значительная часть продукции. В 2024-м продажи новых машин в Беларуси достигли 52,1 тысячи единиц, что в 2.3 раза превышает показатели 2023-го. Рост объясняется маркетинговой активностью дилеров и повышением спроса.

Производственная кооперация с Россией и Китаем способствует укреплению промышленной независимости. Беларусь все меньше нуждается в западных технологиях. Совместные проекты позволяют внедрять новые разработки и расширять модельный ряд.

МАЗ

В последние годы наблюдается значительный рост производства машин в Беларуси. Например, в 2024-м производство Bel Gee в России выросло более чем в 27 раз по сравнению с 2023-м.

Сегодня белорусские авто экспортируются во многие страны мира. В их число входит Россия, Казахстан и другие страны СНГ. В Беларуси ведется работа по увеличению уровня локализации производства машин. Правительство оказывает поддержку автопромышленности, создавая благоприятные условия для развития производства.

В Беларуси планируется развивать производство электромобилей. В 2024-м СЗАО «Белджи» намерены проработать выпуск машины под брендом «BG».Белорусские автопроизводители планируют расширять модельный ряд выпускаемых авто, предлагая потребителям более широкий выбор.

Производители грузовиков — МАЗ и МЗКТ

Минский автозавод (МАЗ) создан в 1944-м в рамках послевоенного восстановления экономики. Первоначально завод собирал грузовые машины из поставляемых по ленд-лизу комплектующих. В 1950-м представлено конструкторское бюро сверхтяжелых грузовых машин. В роли руководителя выступил Б.Л.Шапошник. Со временем завод начал разработку собственных моделей. 

В 1951-м компания запустила выпуск модели МАЗ-200 — 7-тонного грузовика с бортовой платформой. В 1958-м производитель представил второе поколение тяжелых машин. В их число вошли модели 500 (бортовой грузовик), 503 (самосвал), 504 (седельный тягач) и 509 (полноприводный лесовоз). Стали появляться тракторы МТЗ, которые активно завоевывали рынок.

Сегодня МАЗ производит ряд грузовой техники. В список входят бортовые машины, самосвалы, тягачи, шасси для спецтехники. Сюда же можно включить прицепы и полуприцепы.

МАЗ

Продукция производителя известна надежностью и адаптацией к различным условиям. Это делает ее востребованной в странах СНГ, Восточной Европы, Азии и Африки. Завод активно сотрудничает с международными партнерами, расширяя географию продаж и внедряя современные технологии в производство.

Минский завод МЗКТ создан в 1991-м на базе производства колесной техники спецназначения МАЗа. После обретения независимости производитель стал самостоятельным предприятием.Оно ориентировано на производстве тяжелых колесных шасси. Также производятся тягачи для военного и гражданского применения.

Волат

Продукция МЗКТ (Волат) используется в ракетных комплексах, зенитно-ракетных системах. Кроме того, она актуальна в нефтегазовой отрасли и строительстве. Завод выпускает многоосные тягачи, самосвалы, шасси для кранов под брендом Volat. Последнее время набирают популярности тягачи МЗКТ.

МЗКТ известен способностью создавать уникальные транспортные решения, в том числе по индивидуальному заказу. При этом география поставок довольно широка, охватывает страны СНГ, Ближнего Востока, Африки и других регионов. 

Производители спецтехники — МТЗ, Могилевский и Мозырский заводы

Беларусь обладает развитой промышленностью в сфере производства спецтехники. К основным производителям стоит отнести сразу трех гигантов. Первый —  Минский тракторный завод (МТЗ). Он создан 29 мая 1946-го и быстро стал одним из лидеров.

Первый трактор МТЗ-1 сошел с конвейера в 1953-м. Он положил начало серии успешных моделей. К 2020-му на предприятии работало более 15 000 человек. Производственные мощности позволяли выпускать до 71 тысячи тракторов различных моделей. 

Ассортимент продукции включает колесные и гусеничные тракторы, мотоблоки. Также на мощностях компании производится прицепное и навесное оборудование. Оно подходит для с/х, строительства, лесного и коммунального хозяйства. Главное внимание уделяется разработке тракторов.

Продукция МТЗ экспортируется более чем в 80 стран. В их число входит Россия, Казахстан, страны Латинской Америки и Африки. Раньше она продавалась в Украину и страны ЕС. Товары бренда выделяет качество, надежность и адаптация к различным условиям.

Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова создан 1935-м как авторемонтное предприятие. В годы ВОВ его эвакуировали в Куйбышев. Здесь удалось освоить сборку моторов для штурмовиков Ил-2. После возвращения в Могилев предприятие переориентировалось на выпуск землеройной и автотехники. 

Сегодня МоАЗ специализируется на сборке карьерных самосвалов, фронтальных погрузчиков, бульдозеров. Здесь же собирается специализированная техника для горной и строительной сфер. Машины завода известны надежностью, проходимостью и способностью работать в экстремальных условиях. Продукция МоАЗ востребована в Беларуси и странах СНГ. Завод сотрудничает с предприятиями РФ, Казахстана и иных стран.

Беларус Сампо МЛХ-265

Еще один гигант — Мозырский машиностроительный завод. Создан в 1975-м. Он считается ведущим производителем оборудования для нефтяной и газовой промышленности. Предприятие специализируется на сборке насосных установок, компрессоров и другой аппаратуры. Здесь же собирается спецтехника разных видов:

  1. Гусеничные тракторы — Беларус 1502 и 1503;
  2. Лесохозяйственная техника — Беларус Сампо МЛХ-265, МПТ-461.2, ПЛ-9 и другие.
  3. Спецтехника — БК-205Д, КРД-1.5А-01, ОПТ-9195;
  4. Фронтальные погрузчики — ПТС-1 и ПФС-0.75.

География продаж Мозырского завода охватывает страны СНГ и другие государства. Причиной успеха считается небольшая цена, множество наград и достижений, экологическая безопасность.

Производство легковых автомобилей

Сборка легковушек в Беларуси представлено двумя основными предприятиями: СЗАО «Бел Джи» и СП ЗАО «Юнисон». Каждое уникально и имеет индивидуальную историю.
Первое основано в 2011-м. Предназначено для сборки машин марки Geely на территории Беларуси. Завод базируется в Борисовском районе Минской области. Он начал полноценное производство 17 ноября 2018-го. С момента создания предприятие стремилось к сборке современных и доступных авто для внутреннего и внешнего рынков. 

Ассортимент «Бел Джи» включает модели, разработанные в сотрудничестве с китайской компанией Geely:

  1. Coolray — кроссовер с современным дизайном и технологичными опциями;
  2. Tugella — кроссовер-купе с динамичным внешним видом и улучшенными характеристиками;
  3. Emgrand — седан среднего класса, сочетающий комфорт и надежность.
  4. Здесь же собираются машины Belgee X50 и X70. Эти модели адаптированы под рынок СНГ.

Главным направлением сбыта считается Россия. Здесь машины реализуются под брендом «Belgee». В июне 2024-го компания объявила о выходе на российский рынок. Здесь она предложила кроссоверы, адаптированные под местные условия. 

Преимуществами авто «Бел Джи» считается современный дизайн, технологичность и конкурентоспособная цена. Сотрудничество с Geely позволяет внедрять передовые разработки и обеспечивать качество сборки. В 2024-м завод выпустил более 90 000 авто. Такая особенность говорит о высоком спросе.

«Юнисон» —предприятие, являющееся результатом сотрудничества Великобритании и Беларуси. Создано в 1996-м под названием «Форд Юнион». Находится в деревне Обчак, что возле Минска. Компания начала со сборки моделей Форд — Transit и Escort. В 2000-м завод был переименован и расширил сотрудничество с автопроизводителями.

VGV U70 Pro

За годы деятельности «Юнисон» собирал машины различных марок. В их число входит KIA, Samand, Peugeot, Zotye и Cadillac. В 2024-м предприятие начало крупноузловую сборку кроссоверов китайской марки VGV. Сюда вошли такие модели как U70 Pro и U75 Plus. Дополнительно собирались авто премиум-класса бренда Hongqi, включая модель HS5. 

География продаж «Юнисон» охватывает внутренний рынок Беларуси и страны СНГ. Плюсы — разнообразие модельного ряда, адаптация под местные условия и конкурентоспособные цены. Сотрудничество международными брендами позволяет предлагать машины от самых дешевых до дорогих.

К 2021-му предприятие переключилось на изготовление специальной техники. Последняя собиралась на базе фургонов ГАЗ и микроавтобусов. В августе 2022-го начались переговоры с китайским брендом BAIC.

Заключение

Белорусский автопром включает многих производителей. В их число входит Минский и Могилевский заводы, совместные предприятия «Бел Джи» и «Юнисон», а также ряд других площадок. В комплексе они выпускают широкий спектр техники: грузовики, автобусы, легковые машины и т. д.

Активное сотрудничество ведется с партнерами из Китая и России. Оно способствует внедрению передовых технологий. При этом активно расширяется география продаж. В 2024-м реализация новых авто в стране более чем вдвое превысила прежние показатели. При этом выделяется устойчивый рост и повышение спроса белорусской продукции.

Рейтинг: 3
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 56
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 20-03-2025 / Обновлено: 20-03-2025
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: