Белорусский долгожитель Маз 5337
Маз-5337— белорусский грузовик, предназначенный для перевозки тяжелых грузов, с колесной формулой 4х2. Производится в Беларуси с 1987 года и до сих пор выпускаемый в некоторых модификациях.
Оглавление
Популярность транспорта объясняется его универсальностью, большим выбором надстроек, надежностью и доступностью по цене. Ниже приведем особенности грузовика, его технические характеристики, нюансы кабины и модификации.
Общее устройство и назначение грузовика
Маз-5337 представляет собой классический грузовик, конструктивно состоящий из кабины и шасси с разными вариантами надстроек. Был выпущен в качестве замены для устаревшей версии Маз-5335. Новая модель получила расширенные возможности в плане вариантов модулей, улучшенную линейку двигателей и более комфортабельный салон.
ВажноГлавной особенностью белорусского долгожителя является его универсальность. В зависимости от вида настройки он может использоваться в промышленности, строительстве, в сельском хозяйстве, ЖКХ и иных сферах.
В его функции может входить:
- заправка топливом;
- подъем грузов на высоту;
- перевозка леса;
- уборка снега;
- поливка газонов;
- тушение пожаров;
- транспортировка строительных и иных грузов с возможностью автоматической выгрузки и т. д.
Возможности транспорта позволяли использовать его в качестве буксировочной машины. Но при выполнении таких задач нужно учитывать максимально допустимый вес, особенности ССУ, характеристики тормозов и наличие необходимых электрических приборов.
Технические характеристики
Главной особенностью являются технические характеристик Маз-5337, которые сделали его одним из лидеров грузового транспорта. Базовые параметры:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Габариты (ДхШхВ), м | 6,54-7,26х2,5х2,9 |
Клиренс, см | 26 |
Колесная база, м | 3,95 |
Грузоподъемность, т | 8.5, 9.85 или 11.5 |
Снаряженная масса, т | 7,15 |
Распределение груза на переднюю / заднюю ось, т | 4,09 / 3,06 |
Полный вес,т | 16 |
Максимальный вес прицепного устройства, т | 12 |
Предельная масса автопоезда, т | 28 |
Габариты грузовой платформы (ДхШхВ), м | 4,965х2,35х0,685 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
Разгон до 60 км/ч, сек | 50 |
Преодолеваемый уклон, % | 25 |
Минимальный радиус разворота, м | 9,8 |
Тормозной путь при 60 км/ч, м | 36,7 |
Расход горючего, л / на 100 км | 21,5 |
Двигатель | дизельный, ЯМЗ-236 и его модификации |
КПП | ручная, пять ступеней |
Варианты кузовов на шасси МАЗ-5337
Универсальность грузовика обусловлена большим количеством вариантов шасси. К основным стоит отнести:
- Автокран Маз-5337 — получил широкую популярность в строительной сфере. Известен под названием КС-35715-2. Выделяется легкостью управления, надежным гидравлическим приводом и плавностью хода.
- Топливозаправщик (АТЗ-8) — выделяется увеличенной цистерной на 8,7 куб. м, используется для хранения / перевозки топлива и дозаправки машин. Имеет смотровую платформу и другие элементы, необходимые для удобного применения техники.
- Бортовой (БЭСТТМ) — классическая версия грузовика Маз-5337, предназначенная для перевозки грузов. Кузов имеет вид грузовой платформы с возможностью открытия боковых / задних бортов. Сама бортовая часть состоит из двух элементов, а на платформе предусмотрено деревянное бортовое покрытие. В качестве основного прицепа применяется Маз-8926.
- Автомобиль-вышка (ПМС-328) — универсальный помощник при строительстве / ремонте разных видах зданий. Имеет стрелу шарнирно-сочлененного вида и гидравлику производства Италии. Длина вылета не более 13,8 м, а габаритные размеры техники — 12х2,5х4 м.
- Мусоровоз — автомобиль для сферы ЖКХ, ориентированный на погрузку и вывоз мусора. Может иметь разные модификации: Атеко КО-437, КО-435-01, МКМ-35, КО-440-8 и другие.
- Пожарный автомобиль (АЦ-5-40, АПС (Л)-1,25-0,8) — специальная техника, представленная в виде пожарно-спасательного транспорта с лестницей или автомобильной цистерны для воды. Применяется для тушения пожаров разного уровня сложности в условиях города и за его территорией.
- Поливомоечная машина (КО-806-20, МДК-5337-00) — техника для полива газонов, широко применяемая в сфере ЖКХ. Отличается легкостью заправки воды и хорошим напором.
Выше представлены основные варианты шасси Маз 5337, но на практике их было значительно больше. К примеру, в лесном хозяйстве использовались лесовозы, в с/х применялись уборочные машины на базе грузовика Минского автомобильного завода.
К рассмотренному списку стоит добавить комбинированную машину для полива и очистки снега МКДС-3410 и автоцистерну Г6-ОПА-7,5 для транспортировки разных жидкостей (в том числе пищевых и содержанием спирта).
Распространённые модификации
За время выпуска было изготовлено множество модификаций Маз-5337, отличающихся грузоподъемностью, типом и мощностью двигателя, надстройками и другими параметрами. К основным версиям Маз стоит отнести:
- 53371 — бортовая модификация грузовика с 8,5-тонной грузоподъемностью и модифицированным дизельным мотором ЯМЗ-236М2;
- 5337-240 — 11,5-тонный грузовик (шасси), комплектуемые 230-сильным мотором ЯМЗ 236НЕ2;
- 5337-040 — грузовой автомобиль, способный перевозить до 9,85 т. Работает на базе 180-сильного силового агрегата ЯМЗ-236М2;
- 5337-01 (ХЛ) — бортовой вид автомобиля Маз, ориентированный на применение в условиях Крайнего Севера, справляется с задачами при температуре до -60 градусов Цельсия;
- 533731-346 — модификация грузового автомобиля, которая комплектуется 190-сильным силовым агрегатом Deutz BF 4M 1013 FC, является редким экземпляром.
Семейство двигателей Маз-5337
В течение выпуска производители меняли и совершенствовали двигатели Маз 5337, устанавливая на грузовик новые и более надежные модификации. Выделим основную линейку моторов и их особенности:
- ЯМЗ-236 — классический 6-цилиндровый мотор второго поколения мощностью 180 лошадиных сил. Является самым слабым в линейке. Отличается наличием 12 клапанов и рабочим объемом 11,15 л. Имеет систему питания в виде механического ТНВД и непосредственный впрыск. Система охлаждения жидкостного типа. Диаметр цилиндра и ход поршня составляют 13 и 14 см. Блок цилиндров изготовлен с применением качественного чугуна.
- ЯМЗ-236НЕ — 230-сильный V-образный силовой агрегат с ресурсом 800 000 км. Имеет турбонаддув, жидкостное охлаждение, распределенную систему подачи топлива. Комплектуется классической системой жидкостного охлаждения и центробежным водяным насосом. Экологический класс мотора — Евро-1. Диаметр и ход поршня — 13 и 14 см соответственно. Рабочий объем — 11,15 л. Сухой вес мотора — 980 кг. Устанавливается с 2002-го.
- ЯМЗ-236НЕ2 — оптимизированный 230-сильный силовой агрегат, соответствующий требованиям Евро-2. Как и предыдущие версии, имеет жидкостную систему охлаждения, непосредственный впрыск горючего, разделенную систему подачу топлива и 6-секционный ТНВД. Максимальный крутящий момент 883 Н*м. Вес — 985 кг. Объем — 11,15 л. Устанавливается на грузовой автомобиль с 2006-го.
- ЯМЗ-6563.10 — современный 230-сильный мотор, соответствующий стандарту Евро-3. Рассчитан на ресурс 1000 км. Имеет ТНВД типа «Компакт-40» с электронным управлением. Система охлаждения является жидкостной. Управление осуществляется с помощью микропроцессорного ЭБУ, есть комплект регулирующих датчиков по частоте вращения, давлению и температуре. Устанавливался с 2008 года.
- Deutz BF 4M 1013 FC — дизельный 4-цилиндровый мотор, который устанавливался на единичные модели. Имеет объем 4.8 л и мощность от 170 до 190 лошадиных сил. Комплектуется турбонаддувом. Комплектуется системой непосредственного впрыска, «мокрыми» сменными гильзами блока цилиндров. Имеет вес 432 кг.
Трансмиссия, подвеска и тормоза
Классическая трансмиссия — 5-ступенчаая «механика» типа ЯМЗ-236П, работающая в паре со сцеплением Маз-5337 2-дискового типа с пневмоусилителем. Синхронизаторы КПП установлены со 2-й по 5-ю передачу. При этом передаточные числа, начиная с первой скорости, составляют 5.2, 2.9, 1.52, 1.00, 0.66, а задняя — 5.48. Основная передача относится к категории 2-ступенчатых, разнесенных.
В автомобилях Маз-5337 предусмотрена оптимизированная подвеска, которая на передней и задней оси изготовлена с применением полуэллиптических рессор. Дополнительной особенностью является наличие задних скользящих концов на обеих подвесках. При этом спереди система предусматривает телескопические амортизаторы для лучшего сглаживания неровностей на дороге.
Тормоза — классические, барабанные. Размер — 42 см, а ширина накладной части — 16 см. Для надежности разработчики предусмотрели два независимых контура пневматического привода. Тормозные камеры сзади дополняются энергетическими аккумуляторами пружинного типа пневмоприводом.
Запасная тормозная система объединена с ручником. Также имеется вспомогательный тормозной механизм, представленный в виде моторного замедлителя с пневмоприводом. Прицепная тормозная система — «смешанная» 2-х и 1-приводная. Дополнительно есть предохранитель на спиртовой основе, защищающий от заледенения на морозе.
Кабина МАЗ-5337
Отдельный интерес представляет собой кабина Маз-5337, способная разместить двух человек. Из-за особенностей эксплуатации спальное место в большинстве моделей грузовика не предусмотрено. По заказу возможна установка третьего сидения. В некоторых модификациях полка для отдыха все-таки встречается. Она была предусмотрена в версии Маз-53371-29, отличающейся более длинной кабиной.
Опыт эксплуатации более прошлых версий показал, что кабина грузовика Маз — далеко не самая сильная часть. Производители не сильно заморачивались с шумоизоляцией, из-за чего в кабине зимой было всегда холодно. Нарекания вызывало и остекление, а именно ветровое стекло. В версии 5337 создатели приняли замечания и улучшили тепловую и звуковую изоляцию.
Дополнительные особенности кабины:
- Подрессоренное водительское кресло с возможностью изменения положения по длине и высоте.
- Оптимизированная система обогрева и вентиляции.
- Легкое опрокидывание.
- Панель приборов и элементы отделки соответствуют нормам безопасности. В частности, предусмотрены специальные накладки, принимающие на себя удар в случае ДТП. Аналогичные особенности имеют зеркала, приборы, руль с ГУР и т. д.
- Оптимизированное панорамное стекло правильной формы, гарантирующее хорошую обзорность.
- Улучшенные оконные и дверные уплотнители, защищающие салон от попадания внутрь воды и пыли.
- Наличие специальных щитков, обеспечивающих воздушный поток по бокам и защищающий от загрязнения.
Кабина Маз-5337 отличается качественным корпусом, при изготовлении которого использовались лучшие марки стали. Грунтовка и окрашивание выполнялись с применением современных методов, что обеспечивает продолжительный срок службы и защиту от коррозии.
Цена нового и подержанного МАЗ-5337
Грузовой автомобиль до сих пор выпускается в некоторых модификациях, а стоимость новой машины составляет от 2,5-3 млн рублей в зависимости от комплектации, типа надстройки и других особенностей.
Уже в базе можно рассчитывать на ГУР, АБС, водительское кресло с рессорами, тахограф, электрические стеклоподъемники, магнитола и иные опции. Отметим, что кран на базе Маз-5337 обойдется еще дороже. В зависимости от модели его цена может достигать 8,5 млн рублей.
При желании сэкономить можно купить подержанную технику. В этом случае цена будет на 30-50% ниже в зависимости от года выпуска, состояния, типа надстройки и других особенностей транспорта. В качестве альтернативы можно арендовать технику по цене 1000-1500 рублей в час.
Итог
Грузовик Маз-5337 — настоящий белорусский долгожитель, отличающийся универсальностью, сравнительно невысокой ценой и простотой обслуживания. Он реально надежен и имеет широкий выбор надстроек, позволяющих использовать его в самых разных сферах.
Если говорить о недостатках, к таковым стоит отнести слабую защиту от шума и пыли, что ухудшает уровень комфорта при длительных поездках. Но слабое место полностью перекрывается плюсами техники и ее доступной ценой.