Советский трактор МТЗ-5 «Беларусь»

Трактор «Беларусь» или МТЗ-5 – это настоящая легенда советского автопрома, машина, стоявшая «на вооружении» каждого колхоза во времена СССР. Она представляла собой универсальные колесные трактора.

Они создавались для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных и не только задач и выпускаемые с 1958 по 1972 год прошлого века. О том, в чем состоят особенности и преимущества данной модели, а также об истории ее появления пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Как рождался МТЗ-5

трактор МТЗ-5 «Беларусь»

Предшественником трактора МТЗ-5 был МТЗ-2, выпускаемый с 1953 года. Серьезным недостатком второй модели оказалась его небольшая мощность (36 л.с.), а также минимальная скорость движения, ограниченная отметкой в 13 км/час. 

Требования к сельскохозяйственной технике ужесточались, а ее недочеты стали настолько явными, что пришлось срочно принимать меры и разрабатывать машины более быстрые, мощные и выносливые. Обобщив имеющийся на то время опыт, конструкторы Минского тракторного завода выполнили капитальную модернизацию МТЗ-2, устранили его недостатки, заметно расширили сферу применения и улучшили техническо-эксплуатационные показатели. 

На свет появились принципиально новые модели – трактор «Беларусь» МТЗ-5, а также 5М и 5Л, которые впервые сошли с конвейра в 1957 году.

Неоспоримыми их плюсами стала широкая сфера применения, мощный и более экономный мотор, независимый привод вала отбора мощности, а также навесная система, оснащенная гидравликой и выносными цилиндрами. 

Область использования трактора «Беларусь»

Семейство тракторов, которым посвящен наш сегодняшний разговор, характеризовалось беспрецедентной на тот момент универсальностью. Их главным назначением было выполнение пропашных работ – возделывание почвы под распространенные сельскохозяйственные культуры – свекла, кукуруза, подсолнечник, картофель, овощи и бахчевые и пр. 

трактор МТЗ-5 «Беларусь»

Также машины могли использоваться для посева и уборки целого ряда культур, они неплохо справлялись с неглубокой обработкой средних и легких грунтов. 

Однако одной только сельскохозяйственной сферой применение МТЗ-5 не ограничивалось. Трактор был задействован в строительной и коммунальной отрасли, его использовали на предприятиях деревообрабатывающей промышленности и в профильных организациях, на балансе которых они присутствуют даже сегодня.

Важно

Как транспортные средства используются для перемещения грузов в сельской и труднодоступной  местности, а также на участках пониженной проходимости.

Благодаря возможности навешивания узко специализированных агрегатов они осуществляют очистку улиц от снега, отлично справляются с рытьем траншей, каналов, что особенно актуально во время ремонта дороги или благоустройства территорий.

Технические характеристики

Не смотря на то, что МТЗ-5 оказался моделью весьма удачной, он неоднократно модернизировался, причем, изменения касались не только ключевых узлов и агрегатов, но и навесного оборудования. На машину устанавливали новые моторы, совершенствовали стартер, экспериментировали с гусеничным ходом, модернизировали электрооборудование. 

Модифицировались даже кабины, ведь изначально трактор выпускался без нее. Благодаря всем этим видоизменениям стал возможным подбор оптимального варианта техники с учетом особенностей почвы в том или ином регионе использования, а также в соответствии с выращиваемыми культурами и поставленными задачами. 

Говоря о других характеристиках модели, необходимо упомянуть следующее:

  •  Габариты – 4Х1,8Х2,4 метра.
  •  Дорожный просвет – 64 см.
  •  Полный вес – 3,19 тонны.
  •  Максимальная скорость движения – 1,4 км/час при движении задним ходом и 22,4 км/час во время езды вперед. 

трактор МТЗ-5 «Беларусь»

Машина была устойчивой к ходовым нагрузкам, что стало возможным благодаря продуманным изменениям, внесенным в конструкцию передней оси, а также увеличенному диаметру передних колес. 

Обратим внимание на то, что первые МТЗ-5 с конвейера шли без кабины, однако позже завод-изготовитель все-таки решил оснастить свое детище довольно просторной кабиной каркасного типа, учли климатические условия, в которых работал тракторист. 

Двигатель

Силовая установка, с которой даже сегодня можно купить трактор МТЗ-5 – это рядный дизельный двигатель семейства Д-40. Его мощность в зависимости от модификации варьировалась в пределах 40-48 л.с. Однако, несмотря на небольшую мощность, мотор отличался поразительной износостойкостью и прекрасной ремонтопригодностью.

В моторе было 4 цилиндра диаметром 105 мм, количество оборотов в минуту колебалось от 1500 до 1600. Были модификации и с электростартером, и с пусковым двигателем. Воздушно-топливная смесь образовывалась в вихревой камере. Емкость топливного бака составляла 90 л, расход горючего находился на уровне 200-210 г/л.с.

Трансмиссия

Упомянутый выше силовой агрегат работал в паре с 5-скоростной механической трансмиссией с передвижными каретками. Сцепление – двухдисковое фрикционное, оно отличалось постоянной замкнутостью с приводом на вал отбора мощности и силовую передачу. 

Отдельного внимания заслуживает революционное на то время решение абсолютно новой муфты сцепления. Удачной оказалась и гидросистема, а также независимый привод ВОМ. 

В процессе работы над трансмиссией данной модели ее создатели сделали все для того, чтобы вал отбора мощности был независимым, что было необходимо для активации используемого навесного оборудования. 

Вместо шариковых подшипников они установили роликовые, кулису рычага для переключения передач сделали штампованной, добились максимальной износостойкости ступиц шестеренок и шлиц валов (для этого рабочие поверхности деталей закалили под воздействием высокочастотных токов).

Шаровая опора также отличалась долговечностью, потому как на нее установили гофрированный наружный чехол. Говоря о трансмиссии МТЗ-5, нельзя не отметить тот факт, что устранить мелкие неисправности в ней можно было без демонтажа.

Отбор мощности

Мы уже говорили о том, что вал отбора мощности оснащался независимым приводом, это стало возможным благодаря усовершенствованной конструкции муфты сцепления. Немаловажные изменения были внесены также в гидравлику – там использовали агрегат НС-37 и два выносных цилиндра.

В рабочую оснастку машины, которой посвящен наш сегодняшний разговор, входил целый ряд агрегатов, а именно:

  •  навесная гидравлическая система;
  •  привод был полунезависимым;
  •  вал отбора мощности и приводной шкив;
  •  гидрофицированный крюк.

Продуманная конструкция ведущих колес позволяла изменять ширину колеи бесступенчатым способом, а для повышения проходимости конструкторы предусмотрели возможность установки на модель полугусениц. 

Навесное оборудование трактора МТЗ-5

трактор МТЗ-5 «Беларусь»

Неоспоримый плюс заключался в том, что «Беларусь» агрегатировался с внушительным количеством погрузочного и транспортного оснащения. На него навешивались стогометатели и копновозы, различного рода погрузочное оборудование, как, например, вилочные погрузчики. Нередко модель эксплуатировали в качестве шасси для экскаваторов.

Бортовая гидравлика и задняя навеска в совокупности обеспечивали совместимость трактора с разнообразными агрегатами сельскохозяйственного, строительного и коммунального назначения. В частности, «Беларусь-5» агрегатировался с таким навесным оборудованием, как культиватор, плуг, грейдер, фронтальный погрузчик, прицеп, сеялка и пр. 

Трактор «Беларусь» б/у, цена

Приобрести сегодня новый МТЗ-5 в принципе невозможно. Шансы на то, что у кого-то в гараже стоит «нулевый» трактор в том виде, в котором он сошел когда-то с конвейера, равны нулю – модель была снята с производства в 1962 году, по множеству параметров она заслуженно считается раритетной. 

А вот купить трактор «Беларусь» б/у вполне реально. Цена будет зависеть от технического состояния машины, ее ресурса. К примеру, стоимость ТС после капитального ремонта составляет около 2 тыс. долларов. Есть, конечно, и предложения в ценовом диапазоне до 1 тыс. дол., но состояние таких тракторов обычно оставляет желать лучшего, поэтому покупка будет нецелесообразной, ведь затраты на ремонт в разы превысят стоимость техники.

Неоспоримыми преимуществами МТЗ-5 стала высокая надежность, полная взаимозаменяемость деталей с однотипными моделями от этого производителя, независимый ВОМ, простота конструкции, хорошая ремонтопригодность, упрощенный доступ к основным узлам и агрегатам. 

В свое время трактор произвел настоящую техническую революцию и поспособствовал заметному улучшению ситуации в сельскохозяйственной, коммунальной и многих других сферах жизни ослабленного недавней войной большого государства.

Рейтинг: 11
Всего оценок: 3 Комментариев: 4 Просмотров: 1200
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 26-08-2021 / Обновлено: 19-09-2021
Комментарии
Владимир Герман 26.08.2021

Трактора "Беларусь" давно стали легендой. Несмотря на то, что сейчас появилась более совершенная техника, МТЗ-5 вызывает ностальгию у всех, кому приходилось работать на нем.

0
0
Ответить
Артем Москва 27.08.2021

Настоящий проверенный старичок, который и сейчас может работать нормально. Видел, что в некоторых хозяйствах до сих пор есть такие машины, выполняют простую работу.

0
0
Ответить
Николай 27.08.2021

Настоящий раритет, теперь найти такой практически не реально. Хотя в то время был на высоком уровне, да и надежность ни ровня нынешней технике.

0
0
Ответить
Avenue17 Sumbe 25.10.2023

Оооо Круто СПС!

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: