МЗКТ-7930, полноприводный тяжеловоз для нужд армии

МЗКТ 7930—  специальный автомобиль, ориентированный на сферу военного назначения, относящийся к семейству специальных колесных шасси / тягачей. Имеет колесную формулу 8*8 и способен поднимать грузы в диапазоне 17,8-25 тонн. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, изготовленного на Минском автомобильном заводе, приведем базовые технические характеристики, поговорим о сфере применения и особенностях техники.

Область использования тяжеловоза

Первые разработки МЗКТ-7930 начались в конце 1989 года, когда было создано специальное опытно-конструкторское бюро.

Важно

В 2000-м мир увидела модель 79306 с мотором от производителя Deutz и АКПП Allison.

При этом шасси с грузоподъемностью до 25 т было готово к выпуску со всеми документами к ноябрю 2005-го. Интересно, что на вооружение МЗКТ-7930 был принят немного ранее — в начала 2003-го.

Использование в народном хозяйстве

Несмотря на ориентацию техники на военном секторе, машина активно использовалась и в народном хозяйстве. В частности, МЗКТ-7930 полезен в следующих направлениях:

  • Прокладка трубопроводов.
  • Строительство газо- и нефтепроводов.
  • Транспортировка экскаваторов и другой тяжелой техники в условиях бездорожья.
  • Перевозка тяжеловесных станков и боровой техники и т. д.

Машина применялась в тех случаях, когда нужна была ее грузоподъемность и неприхотливость к условиям эксплуатации.

Использование в оборонной сфере

Несмотря на возможность применения в народном хозяйстве, основным назначением МЗКТ-7930 является оборонный сектор. Так, на базе шасси этой техники разработаны и активно используются следующие аппараты:

  • ОТРК Искандер — ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения систем ПВО / ПРО, а также других объектов на расстоянии до 500 км. Впервые был представлен в 1999-м.
  • БРК «Бал» — ракетный комплекс берегового типа, принятый на вооружение в 2008-м. Используется для контроля территориальных вод и проливов, защиты военно-морских баз и побережья от высадки десанта.
  • БРК «Бастион» — еще один комплекс, используемый для уничтожения кораблей разного типа, конвоев, авианосных групп. Является носителем ракет «Оникс».
  • РСЗО «Ураган-1М» — реактивная система, поступившая на вооружение в 2017 году. Машина ведет стрельбу реактивными снарядами.
  • БСАУ А-222 «Берег» — артиллерийский комплекс с калибром 130 мм, используемый для уничтожения малых / средник кораблей, в том числе быстроходного типа. Радиус обнаружения / поражения — 30 и 23 км соответственно.

Кроме рассмотренной выше техники, шасси МЗКТ-7930 лежит в основе РСЗО «Полонез», ЗРК С 400 «Триумф», БРК «Клаб-М», ЗРК С500 и т. д.

Технические характеристики

При рассмотрении военной техники главное внимание всегда уделяется параметрам, ведь он них напрямую зависит способность справляться с поставленными задачами. К основным характеристикам стоит отнести:

Основные характеристики Значения
Колесная формула 8х8
Клиренс, см 40
Максимальная скорость, лм/ч 70
Углы съезда / въезда, град 35 / 25
Максимальный подъем, % 55
Преодолеваемая вертикальная преграда, м 0,35
Радиус разворота, м 15
Пробег на одной заправке, км 1000
Глубина брода / ямы, м 1,4 / 2,0
Объем бака, л 2х385
Размеры (ДхШхВ), м 12,669х3,07х3,017
Вес, т 43,3
Грузоподъемность, т 22,2
Двигатель, мощность, л.с. ЯМЗ 846, 503
КПП механика, шесть скоростей
Подвеска независимая, торсионная
Напряжение бортовой сети, В 24
Емкость АКБ, Ахч 4х380

Это основные характеристики МЗКТ-7930, но некоторые узлы машины достойны отдельного внимания. Рассмотрим их подробнее.

Шасси

Грузовой автомобиль военного назначения может похвастаться жесткой лонжеронной рамой с лонжеронами швеллерного сечения. Бампер изготовлен из качественного металла. Спереди и сзади предусмотрены буксирные устройства для себя и вытягивания другой техники. В ряде моделей установлена пара буксиров в передней части и одно сзади.

МЗКТ-7930

Подвеска МЗКТ-7930 независимая (тип — торсион). Комфорт и надежность перемещения техники обеспечивают гидравлические амортизаторы, которые могут быть стандартными или усиленного типа. Такая комплектация гарантирует плавное начало движение и сравнительный комфорт в кабине при движении по любой дороге.

Частичную функцию смягчения берут на себя шины-бескамерки с центральной подкачкой. Их размера достаточно для преодоления серьезных препятствий в виде ям и водных преград. Что касается передней / задней оси автомобиля, они управляемые и являются ведущими.

Из конструктивных особенностей стоит выделить центральные редукторы, которые оборудуются дифференциалом межколесного / межосевого и планетарного типа. Узла блокировки нет, но он предусмотрен на неуправляемой оси. В качестве главного непроходного редуктора (1 и 4 осей) представлено две спиральные шестерни в виде конусов. Что касается редуктора 2 и 4 осей, он проходной и также имеет вид спиральных шестеренок и форму конуса.

В обоих случаях предусмотрен межосевой дифференциал. Для управляемой оси блокировки нет, а для неуправляемых она имеется. Для 2 и 3 оси предусмотрено принудительное блокирование с электропневоприводом.

Двигатель МЗКТ 7930

На машинах МЗКТ установлен 18-литровый турбированный двигатель, работающий на дизельном топливе. Тип — ЯМЗ 846. К особенностям силового агрегата стоит отнести V-образный тип исполнения, наличие 8-ми цилиндров и 32 клапанов. Топливо — дизель.

Вид охлаждения — жидкостное. Двигатель развивает мощность в 370 кВт, что эквивалентно 503 лошадиным силам. Такого параметра удается достичь при 2100 оборотах в минуту. При этом максимальный крутящий момент находится на уровне 1960 Н*м.

Дополнительные особенности двигателя МЗКТ-7930:

  • диаметр цилиндра — 14 см;
  • степень сжатия — 17,5;
  • поршневой ход — 14 см;
  • тип клапанного устройства — OHV;
  • питание — механический ТНВД.

Топливный насос двигателя МЗКТ-7930 обеспечивает непосредственный впрыск. Сам узел находится между группами цилиндров. Количество плунжеров — 8. Приводной механизм оборудован муфтой центробежного типа с автоматическим регулированием впрыска горючего. При этом плунжеры имеют рядное исполнение.

МЗКТ-7930

Трубопроводы системы впуска находятся в блоке цилиндров, а клапаны в ГБЦ и работают путем воздействия коромысле нижнего распредвала. К дополнительным особенностям двигателя стоит отнести:

  • наличие роликовых толкателей на штангах;
  • размещение шеек коленвала под прямым углом;
  • изготовление гильз цилиндров из чугуна высокой прочности;
  • наличие на клапанах впуска / выпуска по паре пружин;
  • изготовление распредвала двигателя из стали, что обеспечивает его надежность;
  • создание поршней из алюминиевого сплава высокого качества.

Похожей конструкцией мог похвастаться и дизельный силовой агрегат Deutz BF8M1015C. Он устанавливался на опытной версии машины. Это V-образный 15,87-литровый двигатель с 8-ю цилиндрами и турбонаддувом. К его особенностям стоит отнести мощность в 544 «лошади», крутящий момент в 2350 Н*м, поршневой ход в 14,5 см и диаметр цилиндра в 13,2 см.

Сверху мотора установлен защитный корпус, который также закрывает АКБ и радиаторы. Боковая часть открывается при необходимости ремонта и обслуживания. Такая особенность важна, когда требуется сделать ремонтные работы в походных условиях.

Варианты трансмиссий

За время производства МЗКТ-7930 было представлено много модификаций техники. Соответственно, разработчики экспериментировали сочетание мотора с разными видами коробок передач. К основным вариантам исполнения стоит отнести:

  • Механика ЯМЗ 202-04. Это 9-ступенчатая коробка передач с одной задней скоростью. Устанавливалась на версию тягача модели «7415».
  • Механическая КПП типа ГМП МЗКТ 5561. Ставится на модель «7030», выполнена в 6-скоростном исполнении с одной задней скоростью.
  • Коробка-автомат AllisonHD45P — 6-ступенчатая трансмиссия с 1-й задней скоростью. Оборудуется одноступенчатым гидравлическим трансформатором с возможностью блокировки. Конструктивно имеет муфту фрикционного типа с гидроприводом. Устанавливается на модель «79306».
  • Автоматическая трансмиссия типа ГМП МЗКТ 5561. Имеет шесть скоростей для движения вперед и одну заднюю скорость. Устанавливается на моделях «7930-300».

Во всех видах КПП на МЗКТ-7930 ставится 2-скоростная раздатка, оборудованная дифференциалом с возможностью блокировки. На ведущих осях стоят центральные редукторы с дифференциалами двух типов: между колесами / осями, также колесными редукторами планетарного типа.

Тормоза и рулевое управление

Конструктивно тормоза тягача состоят из следующих систем:

  • Главная — используется 2-контурная система с приводом, работающим на пневматическом и гидравлическом принципе.
  • Стояночная (ручник) — комплектуется энерго АКБ пружинного типа, используемым для затормаживания техники в случае необходимости. Дополнительно применяется механическая система для аварийного отключения ручника.
  • Запасная — комплектуется из рабочего контура и активируется при сбоях в работе главной тормозной системы.
  • Вспомогательная — представляет собой двигательный тормоз с управлением на электрическом / пневматическом принципе.

Что касается рулевой системы, она стандартна для таких машин. При этом комфорт управления обеспечивается за счет гидроусилителя.

Кабина МЗКТ-7930

Отдельного внимания заслуживает кабинную часть грузовой машины. Производители предусмотрели жесткую кабину, изготовленную из стекплопластика. С левой и правой стороны установлено по одной двери для входа. Количество мест — одно для водителя и два для пассажиров. Руль имеет необходимые регулировки для более удобной подстройки под рост.

МЗКТ-7930

Приборная панель отличается продуманным расположением. Благодаря качественной подсветке, информация на всех приборах хорошо видна в любое время суток. Сама кабина тягача немного смещена вперед по отношению к двигателю и шасси. Это сделано для более удобного монтажа крупногабаритных надстроек без выхода за размеры техники.

Водители МЗКТ-7930 отмечают хороший обзор с рабочего места, что обусловлено большой площадью ветрового стекла и его разделением на три секции. Все элементы управления находятся в непосредственной близости и на расстоянии вытянутой руки. Начало движения очень плавное, благодаря мягкой педали. При этом сам мотор работает ровно, а его шум почти не попадает в кабинную часть.

Внутри установлен мощный отопитель, поддерживающий комфортную температуру в холодное время года. По желанию можно установить дополнительный кондиционер для создания оптимального режима уже в летний период. К дополнительным опциям стоит также отнести:

  • бронированный металл;
  • вентилятор повышенной мощности;
  • резина по системе RunFlat;
  • лебедка и другое.

По желанию грузовик может комплектоваться термосом для воды, огнетушителями ОУ 3 и аптечкой. Комплектация оговаривается индивидуально, и от нее напрямую зависит и цена.

Итог

МЗКТ-7930— один из самых популярных тягачей, шасси которого применяется для многих единиц военной техники и получило широкое распространение в народном хозяйстве. Судя по техническим характеристикам, машина еще долго будет пользоваться спросом, ведь на сегодняшний день у нее нет реальных конкурентов.

Рейтинг: 12
Всего оценок: 4 Комментариев: 3 Просмотров: 6436
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 24-08-2021 / Обновлено: 19-09-2021
Комментарии
Макс Иванов 24.08.2021

Неплохой тягач по своим характеристикам, со своими задачами вполне должен справляться на ура. Хороший движок стоит, такой в тяжелых условиях не подведет.

2
0
Ответить
Леонид Демидов 24.08.2021

Какая солидная и серьезная машина. Но для военных целей только так. И почитать про нее интересно было, но посидеть еще больше хочется. Но только в мирное время.

0
0
Ответить
Иван Иванов Санкт-Петербург 06.11.2024

Фотография кабины перепутана - явно от совсем другой техники

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: