МЗКТ-7930, полноприводный тяжеловоз для нужд армии
МЗКТ 7930— специальный автомобиль, ориентированный на сферу военного назначения, относящийся к семейству специальных колесных шасси / тягачей. Имеет колесную формулу 8*8 и способен поднимать грузы в диапазоне 17,8-25 тонн. Ниже рассмотрим, в чем особенности транспорта, изготовленного на Минском автомобильном заводе, приведем базовые технические характеристики, поговорим о сфере применения и особенностях техники.
Оглавление
Область использования тяжеловоза
Первые разработки МЗКТ-7930 начались в конце 1989 года, когда было создано специальное опытно-конструкторское бюро.
ВажноВ 2000-м мир увидела модель 79306 с мотором от производителя Deutz и АКПП Allison.
При этом шасси с грузоподъемностью до 25 т было готово к выпуску со всеми документами к ноябрю 2005-го. Интересно, что на вооружение МЗКТ-7930 был принят немного ранее — в начала 2003-го.
Использование в народном хозяйстве
Несмотря на ориентацию техники на военном секторе, машина активно использовалась и в народном хозяйстве. В частности, МЗКТ-7930 полезен в следующих направлениях:
- Прокладка трубопроводов.
- Строительство газо- и нефтепроводов.
- Транспортировка экскаваторов и другой тяжелой техники в условиях бездорожья.
- Перевозка тяжеловесных станков и боровой техники и т. д.
Машина применялась в тех случаях, когда нужна была ее грузоподъемность и неприхотливость к условиям эксплуатации.
Использование в оборонной сфере
Несмотря на возможность применения в народном хозяйстве, основным назначением МЗКТ-7930 является оборонный сектор. Так, на базе шасси этой техники разработаны и активно используются следующие аппараты:
- ОТРК Искандер — ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения систем ПВО / ПРО, а также других объектов на расстоянии до 500 км. Впервые был представлен в 1999-м.
- БРК «Бал» — ракетный комплекс берегового типа, принятый на вооружение в 2008-м. Используется для контроля территориальных вод и проливов, защиты военно-морских баз и побережья от высадки десанта.
- БРК «Бастион» — еще один комплекс, используемый для уничтожения кораблей разного типа, конвоев, авианосных групп. Является носителем ракет «Оникс».
- РСЗО «Ураган-1М» — реактивная система, поступившая на вооружение в 2017 году. Машина ведет стрельбу реактивными снарядами.
- БСАУ А-222 «Берег» — артиллерийский комплекс с калибром 130 мм, используемый для уничтожения малых / средник кораблей, в том числе быстроходного типа. Радиус обнаружения / поражения — 30 и 23 км соответственно.
Кроме рассмотренной выше техники, шасси МЗКТ-7930 лежит в основе РСЗО «Полонез», ЗРК С 400 «Триумф», БРК «Клаб-М», ЗРК С500 и т. д.
Технические характеристики
При рассмотрении военной техники главное внимание всегда уделяется параметрам, ведь он них напрямую зависит способность справляться с поставленными задачами. К основным характеристикам стоит отнести:
Основные характеристики | Значения |
---|---|
Колесная формула | 8х8 |
Клиренс, см | 40 |
Максимальная скорость, лм/ч | 70 |
Углы съезда / въезда, град | 35 / 25 |
Максимальный подъем, % | 55 |
Преодолеваемая вертикальная преграда, м | 0,35 |
Радиус разворота, м | 15 |
Пробег на одной заправке, км | 1000 |
Глубина брода / ямы, м | 1,4 / 2,0 |
Объем бака, л | 2х385 |
Размеры (ДхШхВ), м | 12,669х3,07х3,017 |
Вес, т | 43,3 |
Грузоподъемность, т | 22,2 |
Двигатель, мощность, л.с. | ЯМЗ 846, 503 |
КПП | механика, шесть скоростей |
Подвеска | независимая, торсионная |
Напряжение бортовой сети, В | 24 |
Емкость АКБ, Ахч | 4х380 |
Это основные характеристики МЗКТ-7930, но некоторые узлы машины достойны отдельного внимания. Рассмотрим их подробнее.
Шасси
Грузовой автомобиль военного назначения может похвастаться жесткой лонжеронной рамой с лонжеронами швеллерного сечения. Бампер изготовлен из качественного металла. Спереди и сзади предусмотрены буксирные устройства для себя и вытягивания другой техники. В ряде моделей установлена пара буксиров в передней части и одно сзади.
Подвеска МЗКТ-7930 независимая (тип — торсион). Комфорт и надежность перемещения техники обеспечивают гидравлические амортизаторы, которые могут быть стандартными или усиленного типа. Такая комплектация гарантирует плавное начало движение и сравнительный комфорт в кабине при движении по любой дороге.
Частичную функцию смягчения берут на себя шины-бескамерки с центральной подкачкой. Их размера достаточно для преодоления серьезных препятствий в виде ям и водных преград. Что касается передней / задней оси автомобиля, они управляемые и являются ведущими.
Из конструктивных особенностей стоит выделить центральные редукторы, которые оборудуются дифференциалом межколесного / межосевого и планетарного типа. Узла блокировки нет, но он предусмотрен на неуправляемой оси. В качестве главного непроходного редуктора (1 и 4 осей) представлено две спиральные шестерни в виде конусов. Что касается редуктора 2 и 4 осей, он проходной и также имеет вид спиральных шестеренок и форму конуса.
В обоих случаях предусмотрен межосевой дифференциал. Для управляемой оси блокировки нет, а для неуправляемых она имеется. Для 2 и 3 оси предусмотрено принудительное блокирование с электропневоприводом.
Двигатель МЗКТ 7930
На машинах МЗКТ установлен 18-литровый турбированный двигатель, работающий на дизельном топливе. Тип — ЯМЗ 846. К особенностям силового агрегата стоит отнести V-образный тип исполнения, наличие 8-ми цилиндров и 32 клапанов. Топливо — дизель.
Вид охлаждения — жидкостное. Двигатель развивает мощность в 370 кВт, что эквивалентно 503 лошадиным силам. Такого параметра удается достичь при 2100 оборотах в минуту. При этом максимальный крутящий момент находится на уровне 1960 Н*м.
Дополнительные особенности двигателя МЗКТ-7930:
- диаметр цилиндра — 14 см;
- степень сжатия — 17,5;
- поршневой ход — 14 см;
- тип клапанного устройства — OHV;
- питание — механический ТНВД.
Топливный насос двигателя МЗКТ-7930 обеспечивает непосредственный впрыск. Сам узел находится между группами цилиндров. Количество плунжеров — 8. Приводной механизм оборудован муфтой центробежного типа с автоматическим регулированием впрыска горючего. При этом плунжеры имеют рядное исполнение.
Трубопроводы системы впуска находятся в блоке цилиндров, а клапаны в ГБЦ и работают путем воздействия коромысле нижнего распредвала. К дополнительным особенностям двигателя стоит отнести:
- наличие роликовых толкателей на штангах;
- размещение шеек коленвала под прямым углом;
- изготовление гильз цилиндров из чугуна высокой прочности;
- наличие на клапанах впуска / выпуска по паре пружин;
- изготовление распредвала двигателя из стали, что обеспечивает его надежность;
- создание поршней из алюминиевого сплава высокого качества.
Похожей конструкцией мог похвастаться и дизельный силовой агрегат Deutz BF8M1015C. Он устанавливался на опытной версии машины. Это V-образный 15,87-литровый двигатель с 8-ю цилиндрами и турбонаддувом. К его особенностям стоит отнести мощность в 544 «лошади», крутящий момент в 2350 Н*м, поршневой ход в 14,5 см и диаметр цилиндра в 13,2 см.
Сверху мотора установлен защитный корпус, который также закрывает АКБ и радиаторы. Боковая часть открывается при необходимости ремонта и обслуживания. Такая особенность важна, когда требуется сделать ремонтные работы в походных условиях.
Варианты трансмиссий
За время производства МЗКТ-7930 было представлено много модификаций техники. Соответственно, разработчики экспериментировали сочетание мотора с разными видами коробок передач. К основным вариантам исполнения стоит отнести:
- Механика ЯМЗ 202-04. Это 9-ступенчатая коробка передач с одной задней скоростью. Устанавливалась на версию тягача модели «7415».
- Механическая КПП типа ГМП МЗКТ 5561. Ставится на модель «7030», выполнена в 6-скоростном исполнении с одной задней скоростью.
- Коробка-автомат AllisonHD45P — 6-ступенчатая трансмиссия с 1-й задней скоростью. Оборудуется одноступенчатым гидравлическим трансформатором с возможностью блокировки. Конструктивно имеет муфту фрикционного типа с гидроприводом. Устанавливается на модель «79306».
- Автоматическая трансмиссия типа ГМП МЗКТ 5561. Имеет шесть скоростей для движения вперед и одну заднюю скорость. Устанавливается на моделях «7930-300».
Во всех видах КПП на МЗКТ-7930 ставится 2-скоростная раздатка, оборудованная дифференциалом с возможностью блокировки. На ведущих осях стоят центральные редукторы с дифференциалами двух типов: между колесами / осями, также колесными редукторами планетарного типа.
Тормоза и рулевое управление
Конструктивно тормоза тягача состоят из следующих систем:
- Главная — используется 2-контурная система с приводом, работающим на пневматическом и гидравлическом принципе.
- Стояночная (ручник) — комплектуется энерго АКБ пружинного типа, используемым для затормаживания техники в случае необходимости. Дополнительно применяется механическая система для аварийного отключения ручника.
- Запасная — комплектуется из рабочего контура и активируется при сбоях в работе главной тормозной системы.
- Вспомогательная — представляет собой двигательный тормоз с управлением на электрическом / пневматическом принципе.
Что касается рулевой системы, она стандартна для таких машин. При этом комфорт управления обеспечивается за счет гидроусилителя.
Кабина МЗКТ-7930
Отдельного внимания заслуживает кабинную часть грузовой машины. Производители предусмотрели жесткую кабину, изготовленную из стекплопластика. С левой и правой стороны установлено по одной двери для входа. Количество мест — одно для водителя и два для пассажиров. Руль имеет необходимые регулировки для более удобной подстройки под рост.
Приборная панель отличается продуманным расположением. Благодаря качественной подсветке, информация на всех приборах хорошо видна в любое время суток. Сама кабина тягача немного смещена вперед по отношению к двигателю и шасси. Это сделано для более удобного монтажа крупногабаритных надстроек без выхода за размеры техники.
Водители МЗКТ-7930 отмечают хороший обзор с рабочего места, что обусловлено большой площадью ветрового стекла и его разделением на три секции. Все элементы управления находятся в непосредственной близости и на расстоянии вытянутой руки. Начало движения очень плавное, благодаря мягкой педали. При этом сам мотор работает ровно, а его шум почти не попадает в кабинную часть.
Внутри установлен мощный отопитель, поддерживающий комфортную температуру в холодное время года. По желанию можно установить дополнительный кондиционер для создания оптимального режима уже в летний период. К дополнительным опциям стоит также отнести:
- бронированный металл;
- вентилятор повышенной мощности;
- резина по системе RunFlat;
- лебедка и другое.
По желанию грузовик может комплектоваться термосом для воды, огнетушителями ОУ 3 и аптечкой. Комплектация оговаривается индивидуально, и от нее напрямую зависит и цена.
Итог
МЗКТ-7930— один из самых популярных тягачей, шасси которого применяется для многих единиц военной техники и получило широкое распространение в народном хозяйстве. Судя по техническим характеристикам, машина еще долго будет пользоваться спросом, ведь на сегодняшний день у нее нет реальных конкурентов.
Неплохой тягач по своим характеристикам, со своими задачами вполне должен справляться на ура. Хороший движок стоит, такой в тяжелых условиях не подведет.
Какая солидная и серьезная машина. Но для военных целей только так. И почитать про нее интересно было, но посидеть еще больше хочется. Но только в мирное время.
Фотография кабины перепутана - явно от совсем другой техники