Грузовик МЗКТ-5002, белорусская замена ГАЗ-66
МЗКТ-5002 —грузовой вездеход, созданный и выпускаемый Минским заводом колесных тягачей. Позиционируется как замена легендарной «Шишиге» и покрываетпотребности различных отраслей: от военных до гражданских.Многие рассматривают машину как замену для ГАЗ-66. Ниже подробно рассмотрим параметры грузовика, выделим его особенности и модификации.
Оглавление
О производителе
Основы грузовика МЗКТ заложены в годы ВОВ. После освобождения Минска в 1944-м стартовала эвакуация предприятий из западных районов СССР. Часть аппаратуры и специалистов Ярославского автозавода была направлена в столицу Беларуси. Именно на базе оборудования и опыта специалистов в 1948-м начал работу Минский автозавод.
Вскоре компания переориентировалась на производство тяжелых грузовиков, способных работать в сложных условиях. Его продукция стала незаменимой в строительстве, лесной промышленности, а также в с/х. Особенно известными стали тяжелые тягачи МЗКТ, которые использовались для перевозки крупногабаритных грузов, бурения скважин и других специальных работ.
В советский период МЗКТ активно развивался. Завод выпускал множество авто: от обычных грузовиков до уникальных специальных машин. Многие разработки были новаторскими и не имели аналогов.
С обретением Беларусью независимости МЗКТ столкнулся с новыми вызовами. Рынок изменился, появились новые конкуренты. При этом завод сумел адаптироваться к новым условиям. Была разработана новая модельная гамма, ориентированная на потребности современного рынка. МЗКТ начал активно участвовать в международных выставках, демонстрируя достижения.
Модификации и их технические характеристики
История разработкивездехода МЗКТ связана с потребностями пограничного комитета Беларуси. Старые модели ГАЗ-66 и ГАЗ-3308 не в полной мере соответствовали требованиям. Необходим был новый, более надежный и проходимый автомобиль.
ВажноМодель МЗКТ-5002 стала достойной заменой предшественникам. Ее презентация состоялась на параде в честь Дня независимости в 2013-м, что стало значимым событием в истории белорусского автопрома. После презентации начались испытания МЗКТ-5002 в условиях реальной эксплуатации.
Пограничники оценили проходимость, надежность и комфорт машины. Результаты испытаний показали, что МЗКТ-5002 соответствует характеристикам и превосходит по ряду параметров. В 2015-м первая партия поступила на вооружение Государственного погранкомитета. Это стало важным этапом в реализации программы «Застава-МЗКТ».
В 2016-м автомобиль доработали. В конструкцию внесены небольшие изменения, направленные на дальнейшее повышение характеристик. Также было представлено ряд модификаций:
- Бортовые платформыдля перевозки различных грузов — от стройматериалов до военной техники. Могут оборудоваться тентами, бортами или кранами для погрузки-разгрузки.
- Самосвалы для доставки сыпучих грузов. Оснащаются гидросистемами для подъема и опрокидывания кузова.
- Машины с крано-манипуляторными установками (КМУ). Используются для погрузочно-разгрузочных работ, установки столбов, монтажа аппаратуры и других операций.
- Автомобили с различными надстройками. Специализированные машины для пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, коммунальных хозяйств и иных отраслей. Могут оборудоваться цистернами для воды, генераторами, насосами и другой аппаратурой.
МЗКТ-5002 применяется и в военных целях. На его базе создаются бронетранспортеры, командно-штабные машины, транспорт связи и другие виды военной техники.
Характеристики вездехода МЗКТ
Характеристики вездехода МЗКТ | Значения |
---|---|
Габариты (ЖхШхВ), м | 7.2х2.9х2.55 |
Дорожный просвет, см | 42 |
Грузоподъемность, т | 3 |
Вес, т | 6,4 |
Мощность мотора, л. с. | 215 |
Скорость, км/ч | 95 |
Колесная формула | 4х4 |
Пассажировместимость | 21 человек |
Двигатель МЗКТ-5002
Грузовик оснащается двумя вариантами моторов. Первый — дизельный ММЗ Д245.30, развивающий мощность в 156 «лошадей».
Мотор отличается экономичностью и надежностью, что формирует баланс между топливной эффективностью и производительностью. Компактные размеры и ремонтопригодность ММЗ Д245.30 способствуют популярности в сфере тяжелой техники и грузовиков.
Второй вариант — более мощный ДВС под названием ЯМЗ-53452 на 215 «лошадей». Этот мотор имеетлучшие тяговые характеристики, что важно для выполнения сложных транспортных задач. ДВС выделяется долговечностью, выносливостью и повышает возможности по доставке тяжелых изделий.
Трансмиссия
На грузовике предусмотренаМКПП с большим количеством передач для выбора оптимального передаточного числа. Дает возможность с большим эффектом использовать мощность ДВС на бездорожье и на шоссе.
Раздаточная коробка гарантирует понижающий ряд передач, что увеличивает момент на колесах и дает возможность преодолевать сложные препятствия. Также раздатка оснащается межосевым дифференциалом с возможностью принудительной блокировки. Это необходимо для лучшей блокировки.
Тормозная система
На грузовом вездеходе МЗКТстоят барабанные тормоза на всех колесах. Они отлично зарекомендовали себя на тяжелых грузовых авто, благодаря надежности и эффективности в тяжелых условиях.
Привод тормозов — пневматический. Воздушный компрессор приводится в действие от ДВС и создает оптимальное давление в тормозной системе. Он гарантирует плавное и эффективное торможение.
Для повышения безопасности тормозная система имеет два независимых контура. Это означает, что даже при отказе одного из них другой гарантирует возможность экстренного торможения. В зависимости от комплектациимогут устанавливаться дополнительные системы, к примеру, АБС.
Подвеска и ходовая часть
На осях предусмотрена независимая подвеска пруженного типа. Дает лучшую плавность хода и улучшает управляемость на бездорожье. Каждое колесо имеет индивидуальную пружину и амортизатор, что позволяет поглощать кривизну покрытия.
Большой дорожный просвет дает уверенность на бездорожье, позволяя преодолевать глубокие ямы, бровки и другие препятствия. Широкие шины с агрессивным рисунком протектора гарантируют отличное сцепление с любыми типами поверхностей, включая грязь, снег и лед.
Мосты повышенной прочности созданы с учетом высоких нагрузок, которые испытывает авто при движении по бездорожью. Централизованная система подкачки шин позволяет быстро корректировать давление в колесах в зависимости от условий. В комплексе это улучшает проходимость машины и делает ее реально универсальной.
Кабина грузовика МЗКТ-5002
Кабинная часть МЗКТ-5002 имеет2-местное исполнение и каркасно-панельную конструкцию. Выделяется простором и удобством посадки. Водительское кресло регулируется по многим параметрам, что позволяет настроить его под индивидуальные особенности.
Все органы базируются в пределах досягаемости водителя, что позволяет минимизировать отвлекающие маневры и повысить безопасность. Система вентиляции и отопления гарантирует комфортный температурный режим в кабине в любую погоду. Шумоизоляция снижает уровень шума в кабине, что уменьшает утомляемость.
Большая площадь остекления гарантирует отличный обзор во всех направлениях, что важно при движении по пересеченной местности. Высокое расположение кресла дает возможность контролировать дорожную обстановку и видеть все, что происходит вокруг. Вспомогательные зеркала расширяют обзор и позволяют видеть мертвые зоны.
Приборная панель предоставляет водителю необходимую информацию о состоянии автомобиля. Шрифт и расположение приборов подобраны таким так, чтобы человек за рулем мог легко считывать показания даже в условиях плохой видимости. При этом дизайн приборки лаконичен и функционален, что дает возможность сосредоточиться на управлении автомобилем.
Базовая комплектация включает полный комплект для комфортной работы водителя. В зависимости от модификации и пожеланий заказчика, автомобиль может иметь автономный отопитель, кондиционер, приемник радио и дополнительные розетки.
Преимущества и недостатки
Рассматриваемая модельобладает рядом значительных преимуществ, которые делают ее отличным решением для многих покупателей:
- Вездеходность. Благодаря независимой подвеске, солидному клиренсу и широким шинам, МЗКТ-5002 уверенно преодолевает сложные участки, включая грязь, снег и болотистую местность.
- Грузоподъемность. Машина легко перевозит грузы большой тяжести, что превращает ее в реального помощника.
- Модернизация. Шасси МЗКТ позволяет создавать на его базе широкий спектр специализированной техники: от бортовых платформ до авто со специальной аппаратурой.
- Надежность. Модель 5002 выделяется надежностью и большим ресурсом, что делает ее выгодной покупкой в долгосрочной перспективе.
- Универсальность. Автомобиль можно задействовать как в гражданских, так и в военных целях. Он полезен при транспортировке грузов, участии в спасательных операциях и других задачах.
Недостатки МЗКТ-5002:
- Большие затраты на покупку. В сравнении с аналогами от других производителей МЗКТ является дорогой машиной.
- Прожорливость. Из-за высокой массы и мощного ДВС машина отличается чрезмерным потреблением топлива.
- Габариты. Значительные размеры создают некоторые неудобства при маневрировании в условиях города.
- Ограниченный выбор ДВС. В настоящее время модель комплектуется небольшим количеством типов моторов, что ограничивает выбор покупателя.
- Небольшой комфорт для водителя. Внутреннее оснащение ориентировано на функциональность, что делает длительные поездки менее удобными.
- Требовательность к квалификации. Для эффективной эксплуатации грузовика на сложных участках требуется опыт и отличные навыки управления.
Стоимость грузовика МЗКТ-5002
Цена грузовой машины значительно меняется с учетом типа мотора, года выпуска, комплектации и наличия дополнительной аппаратуры. Также имеет значение регион продажи и состояние. Зачастую купить МЗКТ можно по цене от 12 тыс. белорусских рублей. В некоторых случаях стоимость может достигать 300 тыс. белорусских рублей и более.
Итог
МЗКТ-5002 позиционируется как надежная техника, идеально походящаядля работы в сложных условиях. Ее главные преимущества — проходимость, выносливость и возможность выбора ДВСв зависимости от задач. При этом машина имеет и минусы — низкая маневренность, повышенный расход при тяжелых нагрузках и ограниченный комфорт.
При этом перед покупкой важно тщательно взвесить преимущества и недостатки, чтобы убедиться в соответствии потребностям. Важным фактором является предназначение. Если машина нужна для работы в тяжелых условиях, например, для доставки груза по плохим дорогам, МЗКТ-5002 считается лучшим решением. Для повседневной эксплуатации в городских условиях стоит обратить внимание на компактные и экономичные модели.