МАЗ-525, легендарный карьерный самосвал

Маз-525— советский грузовик, выпускаемый в период с 1951 по 1958 годы. Отличается 26-тонной грузоподъемностью, 300-сильным двигателем и максимальной скоростью до 30 км/час.

Сыграл немаловажную роль в период восстановления после войны, использовался для возведения плотин и карьеров, в строительстве домов и промышленной сфере. Ниже рассмотрим историю модели, приведем ее технические характеристики, особенности двигателя, трансмиссии и других узлов. Кратко поговорим о модификациях машины.

Создание грузовика

МАЗ-525

Создание грузового автомобиля Маз-525 началось почти сразу после войны в 1947-м на автозаводе в Ярославле. Работу по созданию нового грузовика поручили Конструкторскому бюро при МАП СССР, а сама разработка велась под именем ЯАЗ-225. Сначала разработчики хотели установить сдвинутую в левую сторону кабину от ЯАЗ-200, но впоследствии создатели отказались от идеи.

Важно

Серийное производство стартовало в 1951-м и шло вплоть до 1958-го. За этот период в Минске было произведено свыше 800 машин. Впоследствии известный завод получил новое имя — Маз.

Руководству была поставлена задача создать много самосвалов с большой грузоподъемностью.

В 1958-м производство началось на жодинском автозаводе. Первый представитель появился 1 ноября 1958-го. Сначала машины собирались из имеющихся комплектующих, а спустя несколько лет заработал собственный сборочный цех с полным циклом. Спустя два года покупатели получили тысячную машину.

В дальнейшем основную нагрузку взял на себя Белаз, на котором к 1960-му было сделано около 430 машин, а к 1964-му — более 1110 грузовикв. Последний грузовой автомобиль произведен в сентябре 1965-го, после чего завод перевели на новую модификацию машин «540А».

Эволюция модели

За время выпуска грузовик Маз-525 много раз совершенствовался. Разработчики вносили изменения в его дизайн и технические особенности. Одной из правок стало сужение капота, который первоначально был идентичным с шириной кабины. Такой шаг позволил сэкономить на металле и снизить расходы на производство.

МАЗ-525

Еще одним нововведением стала радиаторная решетка, которая первоначально имела форму полукруга, а потом прямоугольника. Очиститель воздуха, который раньше не помещался в подкапотном пространстве из-за габаритов, первоначально устанавливался слева, а потом справа.

Дополнительные изменения:

  • появление дополнительного фильтра, обусловленное необходимостью применения грузовика в карьерах с большим количеством пыли;
  • ограждение по бокам капота для защиты водителя и пассажира (сов временем были убраны);
  • снижение количества кузовных ребер жесткости — от 7-ми до 6-и;
  • разделение фигурки бренда на два элемента, а при переносе производства в Жодино их удаление и появление надписей.

Некоторые изменения коснулись и технической части, но из-за хороших характеристик мотора и других элементов они были незначительны. Наиболее важной была замена 4-ступенчатой коробки передач на МКПП с 5-ю ступенями.

Описание самосвала МАЗ-525, технические характеристики

При разработке грузовика представители завода не стали придумывать «велосипед», и установили 12-цилиндровый дизель от танка Д-12А. Для уменьшения расхода горючего разработчики убрали турбину, что привело к снижению мощности.

МАЗ-525

Аналогичный подход использовался для подвески. Из-за отсутствия на тот период амортизаторов задняя часть была прикреплена непосредственно к раме. Для снижения нагрузки предусмотрены «подушки» из резины, а также большие покрышки на 172 см.

Самосвалы применялись почти во всех строительных работах 50-60-х годов прошлого века. С их помощью возводилась плотина на Ниле в Египте, а также осуществлялось перекрытие речки Енисей.

Несмотря на популярность, активная эксплуатация позволила выявить ряд характерных минусов техники:

  • большая масса;
  • низкая эффективность трансмиссии;
  • небольшая скорость;
  • повышенная жесткость заднего моста и т. д.

На этом фоне разработчика пришлось начать разработку новой модели — Белаз-540. Именно этот автомобиль смени Маз-525, производство которого было остановлено в 1965-м.

Для наглядности выделим технические характеристики Маз-525, который стал легендой своего времени:

Технические характеристики Значения
Колесная формула 4х2
Двигатель 12-цилиндровый, 300 л. с.
КПП 4-х и 5-ступенчатая
Габариты (ДхШхВ), м 8,305х3,22х3,675
Дорожный просвет, см 46
Вес, т 24,38
Колесная база, м 4,78
Максимальная скорость, км/ч 30
Грузоподъемность, т 25
Потребление горючего, л / 100 км 135
Объем баков для горючего, л 400

К дополнительным особенностям стоит отнести большой размер кузова в 14.3 куб. м, 12-метровый радиус разворота, продуманные углы свеса: 330 спереди и 620 сзади. Хорошие вездеходные качества обеспечиваю большие шины габаритом 17.00-32.

Двигатель

МАЗ-525

На самосвалах Минского автомобильного завода 525-й серии предусмотрен 12-цилиндровый дизель Д-12А с 300 лошадиными силами. Первоначально параметр был 450 «лошадей», но из-за конструктивных переработок его уменьшили.

Базовые характеристики мотора:

Базовые характеристики мотора Значения
Обороты в минуту 1500
Минимальное / максимальное вращение на ХХ, об./мин. 500 / 1700
Объем, л 39
Число цилиндров 12
Количество клапанов 24
Диаметр цилиндра / поршневой ход, см 15 / 18
Угол позиционирования цилиндров, град. 60
Коэффициент сжатия 14:1

Мотор Д-12А предназначался для танков, что обуславливает его надежную конструкцию. На коленвале силового агрегата смонтирована гидромуфта. Также предусмотрен шестеренчатый 3-секционный насос для прокачки смазки. Подача воздуха в блок цилиндров осуществляется по индивидуальным воздуховодам и проходит через специальные очистители.

Дополнительные особенности двигателя самосвала Маз-525:

  • Установка мощных подкачивающих насосов БНК 12ТС.
  • Пара баков для топлива, объединенных друг с другом. Смонтированы за кабиной.
  • Подача дизеля к распределительным элементам с помощью 12-плунжерного ТНВД.

МАЗ-525

Надежность двигателя подтверждена большим опытом эксплуатации. Силовой агрегат в разных версиях устанавливался на танки советского образца типа БТ-7, ИС, КВ и другие. Также он использовался на военных машинах, бульдозерах, тепловозах и иной технике.

Первоначально на грузовик устанавливалась 4-ступенчатая МКПП. С 1952 года разработчики предусмотрели более продвинутую трансмиссию с пятью скоростями. Она собрана в одной коробке со сцеплением и крепится к раме через амортизаторы из резины. Такие изменения позволили снизить расход топлива и повысить ресурс трансмиссии.

Подвеска и ходовая часть

Для придания надежности на фоне перевозки больших грузов производитель предусмотрел сварную раму, изготовленную из лонжеронов, улучшенных накладок и балок типа 36С. Задняя часть моста фиксируется к раме без применения рессор и амортизаторов. Для надежности вместо сварки отдано предпочтение болтовому соединению.

МАЗ-525

Разработчики понимали, что такой конструкции сложно выдерживать ударные нагрузки, в первую очередь, при загрузке больших камней. Для амортизации механических воздействий предусмотрено сдвоенное дно, изготовленное с применением мощных листов из стали. Для амортизации между ними установлена прокладка из дуба.

На раме авто стоит шесть подушек из резины, выполняющих амортизирующую функцию. При этом главную смягчающую функцию берут на себя колеса с 1,72-метровым диаметром и передняя подвеска с парой рессор в виде полуэллипсов.

Грузовая платформа

МАЗ-525

На самосвале предусмотрена усиленная платформа, изготовленная из металла и имеющая ковшовую форму. Как отмечалось, она имеет сдвоенную конструкцию и прокладку из дерева для смягчения ударов.

Спереди платформа ограничивается парой кронштейнов. Для опрокидывания предусмотрен привод гидравлического типа, оборудованный парой телескопических цилиндров. Платформа поднимается на 650, а кабина защищается от ударов с помощью специального козырька.

Модификации

МАЗ-525

За время производства автомобиля Маз-525 параллельно появлялись другие модификации. К основным стоит отнести:

  • 525А — седельный тягач, созданный для взаимодействия с автопоездом, имеет одну ось и полуприцеп Белаз. Машина отличалась грузоподъемностью до 45 тонн и способностью перевозить разные виды материалов. Тестирование показало множество слабых мест, поэтому в «серию» машина не пошла.
  • Э-525Д — грузовик компании Маз, созданный для совместной работы с Д-189. Минусом было слабое тяговое усилие, которого не хватало для перевозки больших грузов. В таком случае приходилось использовать толкач Э-525Д. Последний взаимодействовал сразу с группой скреперов и достигал скорости 28 км/час. Тягач имел размер 6,73х3,21х3,4 м. Колесная база составляла 4 м. За кабинной частью нашлось место для лебедки с работающим от двигателя приводом.
  • Троллейвоз, созданный на базе модели 205 от Маз и 210Е от Яаз, а в последствии на Маз-525. Целью создателей было снижение расхода топлива. Машина снабжалась парой электрических 234-сильных моторов ДК-202. Их управление осуществлялось с помощью специального контроллера и двух пар контактных панелей ТП-18 / 19. Для упрощения управления предусмотрен ГУР. Также был предусмотрен подъемник для платформы самосвала. Электроэнергия к моторам подавалась по классической троллейбусной схеме. В 1964-м была создана еще одна версия троллейвоза-самосвала — ДТУ-25. 

Маз-525 отличался надежным шасси, поэтому производители часто использовали его в качестве базы для создания разных модификаций. 

Заключение

Маз-525 — по-настоящему легендарный советский самосвал, который запомнился большой грузоподъемностью, огромными колесами и выносливостью в процессе эксплуатации.

Машина неоднократно «светилась» в кино. В частности, ее использовали для съемок фильма «Жажда над ручьем» в 1968-м и «Русский сувенир» в 1960-м. Кроме того, самосвал стал важным символом послевоенного восстановления СССР.

Рейтинг: 2
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 412
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 22-09-2022 / Обновлено: 24-09-2022
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: