МАЗ 6440 – не родившийся белорусский шедевр
МАЗ-6440 – это прототип гигантского седельного тягача, экспериментальная разработка Минского автозавода, которая была представлена публике на Международном автосалоне грузовых и коммерческих авто в 2011-м году.
Оглавление
История создания
Разрабатывалась машина как транспортное средство, предназначенное для выполнения международных и межрегиональных грузоперевозок на большие расстояния.
Модель создавалась с расчетом на то, что ей удастся завоевать совершенно новый сегмент рынка, да и причин для отказа от традиционной для данного предприятия схемы построения ТС было предостаточно. Во-первых, капотная конструкция обеспечивает более высокую степень защиты водителя. Во-вторых, в Европе стали предъявлять строгие требования к безопасности международных грузоперевозок, в том числе и к конструкции грузовиков, в них задействованных, и минский производитель не мог эти требования проигнорировать.
ВажноИменно благодаря капотной компоновке конструкторам удалось модифицировать кабину путем вынесения ее за переднюю ось и тем самым заметно повысить комфорт водителя. Кроме того, улучшилась также ремонтопригодность машины благодаря упрощению доступа к основным узлам.
Капотный МАЗ 6440 базировался на МАЗ-5440, в частности, именно от этого грузовика разработчики взяли кабину и дополнили ее удлиненным капотом из стеклопластика.
Что касается спального места, которое является обязательным для машин такого класса и предназначения, то оно оказалось совсем небольшим и по габаритам не превышало размер спальника у бескапотных грузовиков.
Технические характеристики
Снаряженная масса грузовика составляла более 11-ти тонн, что было значительно больше, чем у многих заграничных «одноклассников».
Грузоподъемность тоже оказалась внушительной – без малого 45 тонн. В базовом варианте комплектации в полуприцепе МАЗ 6440 етс 2 можно было свободно разместить 89 кубометров груза.
Двигатель и трансмиссия
Тягач оборудовали мощным 8-мицилиндровым дизельным силовым агрегатом ММЗ-Д-283, объем которого составил 18 л., а мощность – 600 лошадиных сил. Мотор полностью соответствовал требованиям «Евро-4» и представлял собой точную копию одного из двигателей, сходивших с конвейера Тутаевского моторного завода.
Предполагалось, что использоваться ТС будет в составе автопоезда длиной до 20-ти м и массой не более 63-х тонн. Работал мотор в паре с 6-тиступенчатой гидромеханической трансмиссией Allison производства США, которая передавала усилие двигателя на две задних оси. Важно отметить, что такие КПП ранее использовались на автобусах белорусского и российского производства, где они зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
Тягач оснащался двумя вместительными топливными баками емкостью в 500 литров каждый.
Параллельно с этим производитель рассматривал возможность оснащения машины другими силовыми установками – как отечественными, так и европейскими, как вариант предлагалось тестировать для машины двигатель Mercedes OM457LA.
Ходовая
Вариантов ходовой МАЗ 6440 было несколько:
- с пневмобаллонами на ведущих осях;
- с рессорной, а также рессорно-балансирной подвеской спереди и сзади.
Колесная формула 6Х4 стала особой гордостью завода, ведь она полностью состояла из деталей белорусского производства, в целом же 75 процентов комплектующих этой машины были отечественными. Ходовая часть характеризовалась повышенной прочностью, она позволяла перевозить тяжелые и негабаритные грузы.
ВажноПроизводитель предусмотрел для столь амбициозного проекта отличное оснащение. Тягач комплектовался новейшими по тем временам системами стабилизации и круиз-контроля, пневмоподвеской колес, полным электропакетом, кондиционером. «На борту» даже можно было установить холодильник и телевизионный тюнер.
Изучить технические характеристики тягача более детально можно в таблице ниже:
Полная масса автопоезда, кг | 60000 |
Снаряженная масса тягача, кг | 11150 |
Полная масса тягача, кг | 30000 |
Допустимая нагрузка на1-/2-/3- оси, кг | 7000/13000/13000 |
Двигатель | ММЗ Д-283.4Е4-22, турбодизель V8, Euro4, 600 л/с |
Коробка передач | Allison 4500R, автоматическая |
Подвеска | Tip Topol |
Тормозная система | Rron Bremse |
Колесная формула | 6/4 |
Минимальный радиус поворота, м | 8,55 |
Вместимость топливных баков, л | 2*500 |
Внешность машины
С точки зрения дизайна грузовой автомобиль МАЗ 6440 выглядел весьма необычно, его внешность была броской и запоминающейся. Выступающий капот придавал новинке монументальный вид. Широкая «юбка» по бокам прикрывала топливные баки, а радиаторная решетка была столь объемной, что сразу привлекала к себе внимание.
Над лобовым стеклом располагался козырек, защищающий от солнца. На кабине устанавливался спойлер, который привносил в облик авто некую агрессию и улучшал аэродинамические характеристики тягача, способствовал экономии топлива.
Рестайлинговая версия
В 2012 году в Минске был подготовлен второй вариант данной модели - МАЗ-6440РА. Он отличался несколько измененной формой кабины, в частности, передней его части (бампер обрел оригинальную форму, изменилась форма фар и радиаторная решетка), а также просторным спальным отсеком.
На метр увеличилась колесная база, как следствие – стало больше внутреннего пространства в салоне. Рестайлинговая версия грузовика ничем не уступала европейским аналогам. К сожалению, дальнейшего развития детище минчан не получило – проект закрыли.
Преимущества и недостатки
Говоря о достоинствах революционной для Минского автозавода модели, необходимо отметить следующее:
- ровный пол в кабине и низкое ее расположение позволили улучшить эргономику водительского места;
- высокая пассивная безопасность автомобиля;
- лучшая ремонтопригодность благодаря капотному размещению мотора.
Что касается минусов седельного тягача, ставшего темой нашего разговора, то в доработке, по словам экспертов, нуждаются следующие моменты:
- габариты и масса, которые делают машину неповоротливой.
- Кабину заметно трясет даже на дороге отличного качества. И если немецкие кресла ISRI немного сглаживают тряску, то в компоновке попроще дискомфорт ощутимый. Спать при такой вибрации тоже практически нереально.
- Спидометр размечен до 120-ти км в час, но он откровенно подвирает и попросту не в состоянии сообщить водителю реальную скорость движения.
Цена нового и б/у
В 2011-м году, когда МАЗ 6440 был запущен в серийное производство, его цену измеряли в условных обозначениях. Предполагалось, что грузовик будет стоить на 30 процентов дешевле стоимости иностранных аналогов.
При таком раскладе планировалось, что купить МАЗ 6440 можно будет от 3-х до 3,5-ти млн. руб., что намного дороже, чем капотные версии грузовых автомобилей этого класса. Но так как в продажу революционная разработка не поступила, говорить о ее цене (как новой, так и б/у) не имеет смысла.
Тягачи-аналоги
Полным аналогом капотного грузовика от Минского автозавода за исключением некоторых характеристик считается автомобиль Volvo VNL780.
Отзывы и мнения
1. По мнению людей, которым удалось посидеть за рулем этого гиганта, ощущения от езды на нем просто великолепные. Тягач однозначно притягивает своей новизной и шармом, находиться в кабине приятно, но еще больше хочется привести эту махину в движение самостоятельно. Говорят, адаптируешься к ней моментально, габариты ощущаются достаточно хорошо. При скорости в 80 км/час создается ощущение, будто двигаешься медленнее – километров в 60, не более, так и хочется «притопить».
2. Во время написания данного материала нам удалось найти текст с описанием своих впечатлений о езде за рулем МАЗ 6440 человека, которому посчастливилось обкатывать эту машину. Именно он находился за рулем грузовика, когда тот выехал на трассу второй раз (речь идет о плановой обкатке). По его словам, впечатления от машины самые что ни есть положительные. Качество сборки заслуживает наивысших похвал: никакого дребезжания, никаких выпадающих болтов и пр. Электроника, которую на тот момент даже толком не отрегулировали, ни разу не глюкнула, все работало, словно часы. На дороге другие участники движения восприняли новинку с большим позитивом, некоторые даже умудрялись возвращаться, чтобы посмотреть на нее еще раз.
По внешнему виду этот тягач мне напомнил похожие тягачи, которые можно увидеть в некоторых американских фильмах. Да, все-таки жаль, что этот новый МАЗ - большая редкость.
Красавец! Я даже сам его видел на улицах моего города. Америка, да и только. Жаль, что не получилось, а ведь главное-то было уже сделано - были первые машины.
Характеристики удивили, но я сразу задумалась, не влияла ли такая масса грузовика на его маневренность. Получилось, как говорится "слишком хорошо - уже плохо". Хотя Вольво сумели сделать аналог, который все-таки выпущен в продажу. Но вероятно, он чуть полегче.
Есть ряд причин, по которым этот новаторский грузовик не стал серийным, но не исключаю того, что производитель после ряда доработок вновь вернется к идее выпуска МАЗ 6440.
Я, Русский/Американец, более 1,5 миллиона миль прошёл по Америке.....на разных моделях (капотных) semi truck удобно работать и жить, даже вдвоём. Три года назад в (2019) напросился на встречу с руководством МаЗа, было около семи человек, кроме директора....Я им массу идей и предложений принёс НО, увы, встретил ухмылки и опатию....Нет "огня" энтузиазма, надо общаться с эксплуатационниками-- водителями они подскажут, что надо доработать, чтоб МаЗ стал лучшим....Капотная модель тягача востребована на 70% территории России, да и в Беларуси и Казахстане.....