Минский самосвал МЗКТ-65151 Волат

Колесит по нашим дорогам грузовая техника, одним только видом своим вызывающая восхищение - громадная, выносливая, способная справиться с любой задачей и успешно выполнять свои функции в течение долгих десятилетий. 

Наглядным примером такой техники является самосвал МЗКТ 65151 – тяжелый четырехосный грузовик, построенный на базе тягача-ракетоносца. Именно ему и будет посвящен наш сегодняшний разговор.

О минском заводе колёсных тягачей

Самосвал является детищем Минского завода колесных тягачей – предприятия, специализирующегося на разработке и изготовлении спецтранспорта для транспортировки тяжеловесных грузов как по дорогам общего назначения, так и в условиях бездорожья. 

Волат

Выпускаются эти тягачи под торговой маркой «Волат», что в переводе на русский обозначает «Богатырь». Продукция завода производится серийно, однако стандартной практикой является изготовление спецтехники по индивидуальному заказу клиентов – в таких случаях количество экземпляров варьируется от одного до нескольких сотен штук. 

Важно

Фактически техника Volat является наследием габаритных тягачей-ракетоносцев, выпускаемых во времена Советского Союза. Неоспоримое их преимущество – способность работать в самых сложных условиях эксплуатации, буквально поражая своей выносливостью и превосходными эксплуатационными свойствами. 

Говоря о предприятии-изготовителе подробнее, в первую очередь, следует упомянуть его слоган – «Техника, не знающая преград!». Учитывая ходовые качества ТС, разработанных на этом ОАО, такой девиз был выбран далеко не случайно. Сегодня на предприятии трудится больше 5 тыс. человек, его структура насчитывает 10 производственных цехов, а также 3 цеха, выполняющих вспомогательные функции. 

Завод находится в государственной собственности, его история ведется с 50-х годов прошлого века, еще с момента основания Специального конструкторского бюро, которое занималось созданием многоосных грузовых машин повышенной проходимости, разрабатываемых преимущественно для восполнения нужд по тем временам еще советской армии. 

На базе этого предприятия были разработаны тяжелые грузовики для транспортировки танков и ракетных комплексов, а также мобильные аэродромные пожарные части. После распада Союза завод лег в основу ОАО МЗКТ, его производственные мощности перепрофилировали под выпуск грузовиков, предназначенных для использования «на гражданке». В основе каждого из них лежит военное шасси, поэтому не удивительно, что такой технике фактически нет износа.

По состоянию на сегодняшний день с конвейера предприятия сходят шасси для спецтехники, тягачи, в том числе и многоосные, самосвалы и прочие ТС с колесной формулой 4 на 4, 6 на 4, 6 на 6, 8 на 4, 8 на 8 и т.д. Самый длинный и габаритный грузовик выполнен по схеме 16 на 16. 

Кроме классических «крупнокалиберных» грузовиков предприятие поставляет на рынок шасси, на которые в дальнейшем монтируется оборудование для использования на нефтяных месторождениях, краны, чья грузоподъемность достигает 160 тонн, балластные тягачи и пр. 

Наработки завода и дальше активно задействованы в составе военной техники и современных образцов вооружения. Большинство продукции экспортируется в Россию, но в последние несколько лет стали появляться связи и на других направлениях рынка, в частности, участились поставки в КНР, ОАЭ, Турцию и Египет. 

Назначение автомобиля

Читайте также: Самосвалы DAF - удачный пример трассовых грузовиков

Волат

МЗКТ-65151 широко используется в различных отраслях промышленности и народного хозяйства. Он предназначен для транспортировки сыпучих грузов по дорогам общего назначения. 

Заявленная грузоподъемность этой модели составляет 25 тонн, но путем нехитрых вычислений можно прийти к выводу, что мощный мотор и объем кузова, составляющий 20 кубометров, на самом деле диктуют куда большую грузоподъемность. Если учесть среднюю плотность сыпучих стройматериалов, для доставки которых эта машина обычно используется, получается, что раз один раз она может доставить не менее 38 тонн.

Устройство самосвала

В основе конструкции МЗКТ «Волат» - прочная лонжеронная рама с поперечинами, крепящимися к лонжеронам с помощью болтов. Такой вариант исполнения был выбран неслучайно: во-первых, он является для продукции данного производителя классическим, а во-вторых, характеризуется повышенной прочностью, что критически важно для машин такой грузоподъемности. 

Спереди установлена зависимая рессорная подвеска с телескопическими амортизаторами, сзади – рессорно-балансирная. Первый задний мост оснащен центральным редуктором проходного типа, дополнительно используются два блокируемых дифференциала (межосевой и межколесный). 

Второй задний мост также оборудован блокируемым дифференциалом, в данном случае он межколесный. Благодаря такой конструкции, которая является продуманной и тщательно проработанной, самосвал МЗКТ способен выполнять транспортировку тяжелых грузов.

Технические характеристики, модификации

Машина, ставшая темой нашего разговора, впервые появилась на рынке в 2001-м году, она была выпущена для удовлетворения возросшего в те времена спроса на массивные четырехосные грузовики, которые могли бы ездить автомагистралями общего назначения. 

Двигатель

Описывая технические характеристики МЗКТ 65151, начнем с силовой установки. Изначально на эту модель устанавливали дизельные моторы производства Тутаевского моторного завода. Их мощность составляла 410 л.с. Чуть позже было принято решение использовать в качестве альтернативы силовые установки ЯМЗ-238Д на 330 «лошадок», но вскоре выяснилось, что их мощности для столь громоздкой техники было недостаточно. 

От них отказались, заменив упомянутые движки более выносливыми вариантами ЯМЗ-7511.10 и ЯМЗ-7512.10. Речь идет о 8-цилиндровых 4-тактных V-образных агрегатах объемом 14,8 литров, а также мощностью в 360 л.с. Оба мотора соответствуют требованиям «Евро-2», оснащаются системой жидкостного охлаждения, функцией турбонаддува.

Частота вращения регулируется механическим способом, причем, регулятор разрабатывался с учетом особенностей тяжелой грузовой спецтехники.

По заявлениям производителя, ресурса двигателей достаточно на 800 тысяч километров. Что касается расхода топлива, то она составляет 45 литров на 100 километров, максимальная скорость движения ограничена отметкой в 85 км/час.

Трансмиссия и ходовая

Волат

Сцепление у машины однодисковое, трансмиссия является собственной разработкой МЗКТ и представляет собой 9-тиступенчатую механику с синхронизатором всех передач за исключением 1-й и заднего хода. За переключение в понижающей передаче отвечает пневмоцилиндр, система смазки комбинированная. Отбор мощности на гидронасос происходит с заднего торца картера от вала, соединенного с промежуточным валом трансмиссии. 

Ведущие мосты также являются собственной разработкой завода-производителя. Первый ведущий непроходной мост включает в себя редуктор, блокируемый дифференциал (межколесный), а также планетарные колесные передачи в количестве 2-х шт. Проходной ведущий мост имеет в своем составе редуктор и межосевой блокируемый дифференциал, а также насос гидроусилителя рулевой колонки. 

Тормоза колодочные с пневмоприводом, ими оснащено каждое колесо. В дополнение к двухконтурной основной системе предусмотрены запасной, стояночный и вспомогательные тормоза, которые способны остановить транспортное средство в критической ситуации. 

Рама и кузов

Как уже говорилось выше, в основе самосвала реализована классическая для техники данного производителя высокопрочная рамная конструкция лонжеронного типа, обеспечивающая ТС максимальную надежность и выносливость в любых условиях эксплуатации. Базируется модель на базе МЗКТ-692371, ее колесная формула выполнена по схеме 8 на 4. 

Номинальная вместительность кузова составляет 20 кубических метров, однако по факту в него помещается 38 кубометров сыпучих материалов. Благодаря наличию откидных бортов и специальной установки для подъема кузова процесс разгрузки транспортного средства упрощается в разы. 

Кабина

Самосвал «Волат» оснащен 2-местной кабиной от МАЗ-5551, которая установлена на 4-точечной пружинной подвеске с амортизаторами гидравлического типа для максимального комфорта оператора. Опционально возможен монтаж дополнительной пневмоподвески, однако это оговаривается в индивидуальном порядке. 

В базовой версии водительское кресло примитивное, установлено оно на одном только амортизаторе, поэтому плавность хода оставляет желать лучшего. Для обеспечения должного уровня комфорта можно оснастить сиденье пневмоподвеской, добавив также упругий элемент, но это допустимо в более усовершенствованных модификациях. Рулевая колонка регулируется в двух положениях – по высоте и углу наклона.

Переключение передач осуществляется с привлечением специального механизма, оборудованного пневмоцилиндром, в дополнение к педали подачи топлива используется защелка, фиксирующая требуемое положение в режиме прогрева силового агрегата и подкачивания колес. Зеркала заднего вида оснащены функцией подогрева. Состояние фильтров (масляного и воздушного) контролируется в автоматическом режиме. 

По умолчанию в кабине предусмотрена примитивная система вентиляции и обогрева, опционально возможна установка кондиционера. Удобство доступа в салон вызывает определенные нарекания, так как первая ступенька находится достаточно высоко. 

Достоинства и недостатки

Закажите спецтехнику на нашем сайте: Самосвалы и тонары в России

Неоспоримыми преимуществами МЗКТ 65151 является простота конструкции и беспрецедентная надежность, безотказность в эксплуатации, а также наличие в свободном доступе всех необходимых запасных частей и агрегатов, обеспечивающих хорошую ремонтопригодность модели. 

Радует также продуманность конструкции кузова и его отличное качество. Замки заднего борта сконструированы таким образом, что во время разгрузки засоренность оказывается минимальной. Лестницы для обслуживания платформы установлены там, где им самое место, поэтому при выполнении всех необходимых текущих работ не возникает никакого неудобства.

Однако, как и у всего в этом мире, есть у «Волата» и определенные недостатки:

  • Ненадлежащее качество материала изготовления кабины и кузова, отсюда – их подверженность коррозии.
  • Уровень комфорта кабины оставляет желать лучшего.
  • Во время вхождения машины в поворот на внушительной скорости возрастает нагрузка на мотор, он теряет обороты.
  • Во время движения по карьерам в нагруженном состоянии машина может зарываться ведущими колесами.
  • При перегрузке снижается устойчивость самосвала.
Рейтинг: 18
Всего оценок: 7 Комментариев: 7 Просмотров: 2961
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 29-03-2021 / Обновлено: 10-06-2021
Комментарии
Igo Кингисепп 29.03.2021

О Минском Богарыре сказать можно не много лесного. Эта разработка на базе военного тягача, соответственно комфорта маловата. Могли бы в гражданский самосвал сделать более комфортным, но похоже даже не заморачивались с этим.

0
0
Ответить
Артемий Подольск 29.03.2021

В самом начале много деталей ставили на этот самосвал от иностранного автомобиля MAN. Теперь белорусы перешли на запчасти китайского производства. Автомобиль и так был не очень хороший, а стал хуже не куда!

0
0
Ответить
Мария Москва 29.03.2021

Кабина "Волата" действительно не особо комфортабельна. Водители жалуются на духоту и неудобное сиденье. В остальном, самосвал правда богатырский, его выносливость на высоте.

0
0
Ответить
Мадина Астана 29.03.2021

Это действительно богатырь!

0
0
Ответить
Вячеслав Брянск 29.03.2021

В общем, Волат - это "сборная солянка" из комплектующих, выпускаемых автозаводами Союзного государства (РФ и РБ)?! В принципе, ничего плохого в этом нет, даже наоборот, лишь бы техника была приличного качества.

0
0
Ответить
Мадина Нур-Султан 29.03.2021

Это и правда богатырь! Полностью соответствует описанию. Те, кто разбирается, точно оценит все достоинства данной модели. И габариты внушительные

1
0
Ответить
Витя Волгоград 29.03.2021

Довольно интересная статья, много для себя подчеркнул. Эх все таки Беларусы умеют изготовлять качественную технику, по крайнем мере Волат делают на совесть.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: