Сеть автомобильных дорог Белоруссии

Автомобильные дороги Белоруссии имеют разветвленную сеть, неплохую инфраструктуру и общую протяженность более 86 600 км. В это число входит 15 700 км и 70 900 км дорог республиканского и местного значения соответственно.

Протяженность трасс с твердым покрытием составляет около 49 000 км, что составляет 64% от общей длины. Ниже поговорим о состоянии дорожных покрытий Беларуси, строящихся и реконструируемых трассах, имеющейся инфраструктуре и других моментах.

Состояние автомобильных дорог Белоруссии

Беларусь - Россия, сравнение дорог

От качества дорожного покрытия напрямую зависит комфорт передвижения на легковом / пассажирском транспорте и эффективность грузоперевозок. На текущий момент доля грузовых перевозок составляет 40% и постепенно растет. Общее число эксплуатируемых грузовиков около 420 000. 

Из общей протяженности дорог (86 600 км) длина республиканских трасс составляет 15 700 км. Именно они принимают главную нагрузку в виде грузового и пассажирского транспорта. Протяженность местных трасс при этом — 70 900 км. Плотность дорог с твердым покрытием всего 417 км на 1000 кв. км, что является одним из самых низких показателей в Европе.

Важно

После восстановления и реконструкции на многих дорогах была увеличена скорость движения до 100-120 км/час. При этом общая длина скоростных трасс с хорошим покрытием составляет около 1200 км.

Имеются отличия и в отношении допустимой массы. Свыше 2000 км республиканских дорог способны выдерживать нагрузку с учетом 11,5 тонн на ось. Остальные предназначены для проезда грузовиков с весом не больше 6 тонн на ось. Из-за роста интенсивности движения и низкого контроля за перегрузом на поверхности появляются ямы и другие повреждения.

Последние результаты показали, что на 16% республиканских трасс не соответствует требованиям прочности. Если говорить о местных дорогах, здесь действующим требованиям соответствует менее 50%. Для наглядности приведем субъективные оценки автовладельцев по 5-бальной системе, они будут иметь следующий вид:

  • Городок — Витебск — Гомель — 4.1.
  • Брест — Минск — Курган — 4.0.
  • Минская кольцевая дорога — 3.9.
  • Минск — Аэропорт — 4.3.
  • Минск — Гродно — 4.2.
  • Городок — Витебск — Гомель — 4.1.
  • Минск — Гомель — 4.0.

Как правило, владельцы легковых и грузовых автомобилей жалуются на низкое качество покрытия, наличие небольших ям и какие-то проблемы с инфраструктурой. 

Дороги, которые строятся

В Беларуси каждый год выполняются работы по восстановлению и строительству новых дорог. Основные средства на выполнение таких работ выделяются из государственного бюджета. В период с 2005 по 2015 год работала программа «Дороги Беларуси», которую из-за дефицита финансирования так и не удалось выполнить на 100%. Для республиканских трасс план реализован менее чем на 50%, а для местных — на 33%. 

Сеть автомобильных дорог Белоруссии

Не сильно изменилась ситуация в период с 2015 по 2021 годы. В новой программе была поставлена задача найти и устранить проблемные участки. Благодаря проделанной работе, количество трасс в неудовлетворительном состоянии снизилось вдвое и составило 11% от общей длины. В период до 2020 года в эксплуатацию удалось ввести ряд участков:

  • Р21 Витебск — Лезно (9 км).
  • М6 Минск — Гродно — Брузги (6,9 км).
  • М5/Е271 Жлобин — Гомель (86,2 км).

Важным проектом стала реконструкция дороги М1 Брест — границы РФ, который был запланировал и частично реализован. Ставилась задача сделать из участка дорогу европейского уровня с высоким уровнем безопасности. После завершения работ планировался запрет передвижения по ней пеших людей, участников движения на велосипедах и низкоскоростной техники.

В новом плане 2021-2025 годов карта автомобильных дорог Белоруссии не будет пополняться. В документе указана задача по реконструкции и восстановлению уже действующих покрытий без строительства новых. Начальник управления Минтранспорта отметил, что из-за снижения качества дорог главный упор приходится делать на ямочном ремонте. Для приведения дорожной сети в нормальное состояние может потребоваться три оставшихся года.

Сеть автомобильных дорог Белоруссии

Представители Министерства отмечают, что дороги на выезде из столицы были сделаны еще в 2000 году. Более чем за 20 лет эксплуатации они не ремонтировались и существенно износились. Для восстановления покрытия нужно делать ямочный ремонт, квадратный метр которого обходится в 8 раз дороже, чем положить новое покрытие.

Вместо строительства новых дорог рассматривается вариант со снятием верхнего слоя износа и укладкой нового полотна. Обновление осуществляется раз в семь лет, что позволяет избежать ямочного ремонта. В целом, за 4-летний период планируется восстановить 509 км дорожных покрытий.

В качестве источников финансирования работ по восстановлению дорог используются:

  • Республиканский бюджет — 40,45%.
  • Инвестиционный фонд Министерства финансов — 33,15%.
  • Кредиты иностранных банковских учреждений — 11.92%.
  • Займы банков РБ — 6,37%.
  • Пошлина за участие в движении — 7,6%.

Развитие дорожной инфраструктуры

Сеть автомобильных дорог Белоруссии

Параллельно с реконструкцией и восстановлением ведутся работы по развитию инфраструктуры. Так, за последние 10 лет был построен и введен в эксплуатацию мост через р. Мухавец на дороге Р7, путепровод на дороге Р45, мост через речку Лахва на 24,3 км дороги Р93. Всего в Беларуси 2230 мостов общей длиной 100 км. Ведется работа по реконструкции проблемных участков и восстановлению путепроводов.

В течение 2015-2020 годов план развития дорожной инфраструктуры удалось реализовать на 65%. За это время дорожные службы с помощью государства смогли построить пять развязок, восстановить семь путепроводов и мостов. К 2021-му завершено обновление транспортного кольца в столице страны. Дополнительно в столице планируется ремонт 21 мостов и путепроводов. На все эти работы уже выделены средства.

Отдельное внимание уделено придорожному сервису. На текущий момент количество АЗС на республиканских трассах составляет более 350, газовых заправок — свыше 160, гостиниц — более 65. Также есть около четырех десятков моек и более 90 СТО.  В эту группу можно включить платные стоянки. Если же приводить общее количество объектов сервисах, их свыше 1600. Из них 80% — это торговые точки, магазины и АЗС.

Сеть автомобильных дорог Белоруссии

По программе развития за последние пять лет (с 2015 по 2019 годов включительно) удалось построить не меньше шести АЗС, восемь пунктов общепита, две гостиницы, три автомойки и столько же СТО. Наиболее развитым в плане дорожной и придорожной инфраструктуры является Минск и область, а также Брестский и Витебский регион. На остальных участках правительству еще есть, над чем работать.

Главная нагрузка по обновлению инфраструктуры ложится на ряд предприятий Беларуси. К основным стоит отнести:

  • Бреставодор — брестский регион.
  • Минсавтодор-Центр — Минск и область.
  • Гродноавтодор — Гомельская область.
  • Витебскавтодор — Витебский регион.
  • Гомельавтодор — Гомельская область и т. д.

Распределение республиканских и местных дорог между разными исполнителями позволяет уменьшить нагрузку и повысить эффективность работ. Все компании, выполняющие работы в строительной сфере, находятся под контролем местных органов. Также к этой категории относятся трасты, которые принимают участие в процессе восстановления.

Дороги, которые соединяют Белоруссию с соседними странами

Особого внимания заслуживают транзитные дороги в Белоруссии, ведь они получают максимальную нагрузку в плане грузовых и пассажирских перевозок. К этой категории можно отнести две отдельные трассы:

  1. М1/Е30. Эта дороге соединяет РФ и Польшу. Она проходит через Минск и Брест. Также эта дорога позволяет добраться до Польши и Германии, а общая ее протяженность около 610 км.
  2. М8/Е95. В отличие от рассмотренной выше трассы, которая соединят восток и запад, в функции этой дороги входит прокладывание пути между севером и югом. Трасса соединяет РФ и Украину, а также Финляндию, Молдову, Грецию, Болгарию и другие страны. Общая длина трассы в Беларуси — 456 км.

Сеть автомобильных дорог Белоруссии

Это два основных маршрута, которые соединяют Беларусь с соседями и обеспечивает транспортные / пассажирские пути.

Итоги

Обновление дорог через Белоруссиюи внутри страны проходит медленно, а сама работа ориентирована больше на ремонт и восстановление, чем на строительство. Из-за сложившейся ситуации создание и реконструкцию многих объектов пришлось заморозить. Предпочтение отдается ямочному ремонту или обновлению верхнего слоя. Это касается и дорожной инфраструктуры, которая находится на этапе обновления и реконструкции поврежденных участков.

Рейтинг: 1
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 961
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 19-05-2022 / Обновлено: 19-05-2022
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: