ЯМЗ-650 - основной двигатель белорусских МАЗов

6-цилиндровый дизельный силовой агрегат ЯМЗ-650 представляет собой русифицированную версию знаменитого французского мотора DCi11, создателем которого является Renault Trucks. Российские конструкторы приобрели лицензию на собственную сборку таких моторов в далеком 2006-м году, даже не подозревая о том, что их творение получит столь широкое распространение не только в РФ, но и на территории других стран СНГ. 

К слову: выкупила лицензию ГК «ГАЗ». В поле ее зрения двигатель ЯМЗ 650 попал из-за превосходных технических характеристик и продолжительного срока службы, а также хорошей ремонтопригодности.

Силовой агрегат получил широкое распространение благодаря тяжелым грузовикам от компании Renault, однако он устанавливался не только на эти машины. О том, какие ТС еще оборудовались данным мотором, каковы его особенности и преимущества, пойдет речь в нашем сегодняшнем материале. 

Происхождение двигателя

ЯМЗ-650

Выпуск моторов, ставших темой нашего разговора, налажен на Ярославском моторном заводе. Производитель изготавливает продукцию собственными силами, используя при этом французскую оснастку и технологическую линию, которая была специально закуплена во Франции. Таким образом, речь идет о собственном производстве, а не о сборке двигателей из поставляющихся из-за рубежа деталей. 

Читайте также: Обзор дизельных двигателей от мировых производителей

Согласно договору, подписанному между российской и французской сторонами, оборудование для запуска производственной линии было закуплено в Лионе, а специалисты Ярославского завода прошли продолжительную стажировку на базе предприятия-создателя ЯМ3-650. Примечательно то, что после приобретения лицензии на выпуск движка россиянами французы прекратили производство DCi11 (а именно так называется эта модель там), заменив ее новинкой, в основу которой лег 9-литровый дизельный мотор от Volvo. 

Важно

Роль российской производственной площадки, выпускающей столь востребованные на рынке силовые агрегаты, выполняет отдельное подразделение Ярославского завода, функционирующее в г. Тутаеве - ТЭР3.

С тех пор началась новая веха в истории двигателей, которые обрели огромную популярность не только в России, но и за ее пределами, ведь именно они устанавливаются на МАЗ – ЯМЗ-650 приводит в действие самый известный грузовик Беларуси.

Особенности производства и конструкции

Собираются моторы на напольном конвейере, состоящем из двух последовательных нитей, которые делятся на ¾ и ¼ соответственно. Сборка осуществляется поэтапно, процесс полностью автоматизирован, соединение деталей и их перемещение между постами происходит на специальных тележках, грузоподъемность которых увеличивается по мере того, как процесс сборки агрегата подходит к завершению. 

Первый пост – это место, где роботизированная установка выполняет гильзовку цилиндров, далее двигатель оснащается поршнями и деталями, входящими в состав кривошипно-шатунного механизма. Следующий этап – установка коленвала, после которой начинается автоматическое тестирование на предмет прокручивания. 

По завершению данного этапа устанавливаются шестерни распределителя, крышка и кратер, целый ряд других деталей, а дальше происходит монтаж топливного насоса ЯМЗ-650. 

тнвд

Дальнейшие шаги – поэтапное оснащение будущего движка такими важнейшими деталями, как клапаны ЯМЗ-650, форсунки, штанги и коромысло, крышка клапанов. Когда с этим покончено, начинается финальный этап производства, когда устанавливается поддон силового агрегата. 

После успешного прохождения будущим мотором ¾-х конвейера проходит следующее тестирование – изделие проверяют на предмет герметичности полостей с использованием потока воздуха, подающегося под огромным напором. Далее двигатель поступает на последнюю часть производственной линии, где его оснащают навесным оборудованием, коллекторами (впускным и выпускным), электропроводкой и прочими деталями электрооборудования, а также турбиной.

Важно

В противовес французскому аналогу российский продукт адаптирован под местные реалии – впускной коллектор оборудован спиралями для нагрева холодного воздуха, обеспечивающими оперативный запуск мотора при минусовых температурах. 

Дальнейшим этапом следует так называемая контрольная опрессовка, необходимая для того, чтобы убедиться в надлежащем качестве сборки. Максимум внимания при этом уделяется герметичности соединений и системе охлаждения.

Перед отправкой клиенту моторы поступают на специальный стенд, где осуществляется их горячая обкатка. Благодаря столь строгому контролю на каждом этапе моторы российского производства полностью соответствуют мировым стандартам. 

Где применяется ЯМЗ-650

ямз 650

Ключевым потребителем моторов стал Минский автозавод. ЯМЗ-650 ставятся на 2-хосные тягачи МА3-544ОА9, эксплуатирующиеся с полуприцепами, на самосвалы, грузовики и шасси данного производителя с весом до 52-х тонн. Также двигатели прекрасно показали себя на автопоездах, общий вес которых не превышает 65 тонн.

Применяется установка и на выпускаемых Минским заводом «Уралах» (на тягачах, грузовых авто, самосвалах и шасси общей массой до 41 т.). Устанавливаются такие двигатели и на автопоездах, вес которых не превышает 54 тонны. 

Крупным заказчиком ЯМЗ-650 является МЗКТ из Беларуси и завод «Тонар», функционирующий на территории Московской области. По мнению экспертов, возможна установка 6-тицилиндровых моторов от Ярославского завода на комбайны, тяжелые трактора, а также на промышленную спецтехнику. 

Технические характеристики

Характеристики силовой установки, ставшей предметом нашего интереса, с момента ее изобретения практически не изменились. Единственное новшество – появление турбонаддува, системы выхлопа отработанных газов и системы питания. Более детально с техническими характеристиками мотора можно ознакомиться в таблице ниже:

 Наименование характеристики  Значение
 Мощность, л. с. при об/мин  311 - 412 при 2000
 Объем, куб. см  11120
 Число цилиндров  6
 Число клапанов  24
 Момент вращения, Нм при об/мин  1870 при 1300
 Степень сжатия  16,4 : 1
 Диаметр цилиндра, мм  123
 Ход поршня, мм  156
 Расположение цилиндров  Рядное
 Подача горючей смеси  Непосредственный впрыск
 Норма выхлопных газов  Евро 3
 Охлаждение  Жидкостное

Модификации

Читайте также: Чем дизельный двигатель отличается от бензинового

Модификации мотора выполнены по аналогии с базовой моделью, различия состоят разве что в регулировке топливного оборудования.
ЯМЗ-650 – это базовая версия, соответствующая стандарту Евро-3. Мощность мотора – 412 лошадиных сил, крутящийся момент – 1900 об. в мин. 
ЯМ3-651 – несколько модернизированная базовая версия, оборудованная турбиной, EGR-клапаном, форсунками и катализатором. Помпа у этой модификации характеризуется более высокой производительностью, несколько изменены также ЭБУ-настройки.

Двигатель соответствует стандарту «Евро-4», мощность аналогична базовой модели. ЯМ3-652 является полным аналогом предыдущей модификации, но без охладителя и EGR. Турбина в конструкции двигателя тоже присутствует. 

Достоинства и недостатки

 ямз

Как бы странно это ни звучало, но в процессе подготовки данного материала нам так и не удалось найти недостатков этих моторов. Владельцы транспортных средств, под капотами которых установлены такие силовые агрегаты, единогласны во мнении о том, что двигатели от Ярославского завода полностью адаптированы под отечественные условия, они с легкостью наматывают по 300, а то и больше тысяч километров. 

Ремонт ЯМЗ-650 также не вызывает никаких проблем, ведь комплектующих на рынке достаточно. Силовые установки тяговитые, они с легкостью справляются со своими функциями, обеспечивая свободное перемещение тяжелой груженой техники на большие расстояния в любых условиях эксплуатации. 

Цены мотора

Стоимость нового двигателя на современном рынке стартует с отметки в 1 млн. 400 тыс.руб. (имеется в виду мотор для МАЗов). В стоимость, конечно, не входит коробка передач и сцепление. Что касается агрегатов б/у, то на «Авито» есть предложения и за 280 тыс. руб., и за 480 тыс., и за 530 тысяч. Правда, можно ли доверять этим продавцам, мы судить не беремся.

Рейтинг: 10
Всего оценок: 4 Комментариев: 4 Просмотров: 2807
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 10-02-2021 / Обновлено: 17-03-2021
Комментарии
Антон Смоленск 10.02.2021

Хотелось бы, чтобы теперь производство процветало. Да и цена, как оказывается, конкурентная. Видимо, все это было хорошей идей - лицензия на сборку. Мы еще покажем французам, что умеем.

0
1
Ответить
Владимир Герман 10.02.2021

DCi11 - двигатель с богатой историей. Радует, что российским производителям удалось успешно реализовать на его основе столь популярный ныне мотор ЯМЗ-650. 

0
0
Ответить
Николай 26.02.2021

Цена, неприхотливостью к маслам и ремонтопригодность пожалуй лучшие качества этих моторов. Скоро может и французам утрём нос по качеству моторов.

0
0
Ответить
Мария Москва 27.02.2021

Интересно, почему французы перестали производить этот мотор, потому что полностью передали лицензионные права России, или потому, что создали более универсальную модель? В любом случае, двигатель отличный, уже многие водители убедились в его выносливости.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: