Грузоперевозки транспортных компаний России, Беларуси в Казахстан стали проблематичными
По данным на 20 сентября 2022 года на границе с Казахстаном оказались восемь транспортных средств, которые могут оштрафовать на сумму 3 000 евро. Ранее Ассоциация международных автоперевозчиков Беларуси предупреждала участников международных перевозок о возможных проблемах белорусских и российских перевозчиков при пересечении границы с Казахстаном.
Основанием для задержания фур названо отсутствие разрешения на перевозку. В профильных ведомствах России и Беларуси говорят о нарушении договоренностей, но у казахской стороны собственное мнение.
Конфликт стал назревать еще с апреля текущего года, когда в отношении РФ и РБ были введены санкции Евросоюза. В ответ белорусская сторона заявила о контрмерах, запрещавших большегрузам из ЕС работать на территории страны. Все грузы могли быть доставлены только до границы с Беларусью, а на территории республики и дальше они переходили в ведение местных грузоперевозчиков.
Казахские контролеры предъявили ряд претензий к грузам из Беларуси и России, ссылаясь на законы 2017 года, в которых шла речь о запрете на ввоз грузов из соседних стран с применением перецепки.
В МИИР отметили, что проблема заключается не в санкциях, а в недобросовестной конкуренции, когда иностранные перевозчики работают на более выгодных условиях, чем их казахстанские коллеги.
В итоге трехсторонних переговоров между тремя государствами был издан приказ, согласно которому действие требований 48 и 51, прописанных в Правилах применения разрешительной системы автоперевозок были приостановлены до начала 2023 года.
Однако конфликт на этом не закончился и 20 сентября в МИИР заявили, что иностранные перевозчики, транспортирующие груз через ЕС при въезде в РК должны предъявить для разрешения: от исходного перевозчика и белорусского. Президент НАГАТ «Грузавтотранс» Владимир Матягин отметил, что товарооборот с Казахстаном небольшой, логистика дорогая и белорусы вполне могут «найти другие пути».
Глава СМАПК КазАТО Махсат Сактаганов поддержал казахстанских перевозчиков и сообщил о проблеме Президенту РК Токаеву и отметил, что стране и транспортной отрасли был нанесен огромный социально-экономический ущерб. На данный момент участникам сферы грузоперевозок остается только ждать, чем закончится данный конфликт.