«Литовские железные дороги» расторгают договор с «Беларуськалием»
В Литве было принято решение с 1 февраля расторгнуть договор компании «Литовские железные дороги» с белорусской компанией «Беларуськалий», которая осуществляет перевозку калийных удобрений.
Об этом информация была размещена 12 января 2022 года на сайте Министерства. Причина расторжения - интересы национальной безопасности. Какая может быть содержаться угроза национальной безопасности в калийных удобрениях? Просто это политическое решение, и ничего более.
Литовское направление ключевое для экспорта. Белорусская компания доставляет продукцию в порт для того, чтобы в дальнейшем её перевозили морем. Сам договор был заключён еще в 2018 году и действует до 2023 года. Объемы перевозок внушительные - до 12 млн тонн калия в год.
Проблемы были уже в декабре 2021 года, когда под американские санкции попал производитель белорусского калия. Поводом для санкций стала ситуация в Беларусь, когда с западной границы в Европу стали проникать выходцы из Средней Азии.
Но, так как «Беларуськалий» заранее авансировала свои перевозки, сделать это было довольно сложно. Разрыв договора привел бы к убыткам и значительным штрафным санкциям со стороны Беларусь. Поэтому Вильнюс рассчитывал осуществлять транзит калия до апреля.
Президент Беларуси ранее заявлял, что, если Литва заблокирует белорусские калийные удобрения, Минск направит их через Россию. «Мы поставим эти объемы, мы их отгрузим в Мурманске, здесь вопрос не в этом. И в Китай, который является нашим основным рынком сбыта, и в Индию мы будем поставлять кратчайшим путем через Северное море», — сказал он в августе 2021 года.
Клайпедский порт и «Беларуськалий» успешно работали на протяжении последних 10 лет. И теперь ясно одно, что экономические потери понесут обе стороны. В Клайпеде не скрывают, что приостановка транзита белорусских удобрений – это существенная потеря для мощностей порта. Причём удар ощутит на себе весь транспортно-логистический сектор страны.