Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

В белорусской столице не так давно представили на суд широкой общественности прототип электрического среднетоннажника от МАЗ с весьма оригинальным назначением.

Так как грузовые авто, оснащенные электромоторами, в странах постсоветского пространства пока еще в диковинку, новинка сразу же вызвала пристальный интерес у всех, кто так или иначе связан с логистической отраслью. О том, что представляет собой электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ, каковы его особенности и «фишки», пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Для чего используется электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Разработкой модели занимались представители МАЗовского конструкторского бюро и сотрудники Национальной академии наук Республики Беларусь. Авто получило массу новшеств, одним из наиболее заметных уже называют измененный дизайн кабины, который теперь ничем не уступает внутреннему убранству грузовых авто от ведущих европейских брендов.

Главным назначением машины стало выполнение грузоперевозок в городской черте или в пригороде – на расстояния, не превышающие 200 км. Грузоподъемность новой «электрички» весьма внушительна – 4,5 т, поэтому за один рейс она сможет перевезти немалое количество груза.

Общее устройство грузовика

Примечательно, что среднетоннажник получился «белорусом» на все сто процентов, ведь в процессе его создания использовались исключительно отечественные детали и комплектующие. Электромотор и коробка передач, оказавшаяся, к слову, высокоскоростной, была разработана Объединенным институтом машиностроение Национальной академии наук по заказу МАЗ.

Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Сотрудники НАН создали также электронику (силовую и управляющую), тяговую батарею и даже программное обеспечение, необходимое для полноценной работы узлов и агрегатов. 
При участии работников института на свет рождалось даже внутреннее убранство – они приложили руку к разработке эксклюзивного дизайна интерьера, который разительно отличается от привычного МАЗовского убранства кабины.

Центральная консоль и боковая панель, накладки, внутренняя отделка дверей и прочие детали изготовлены из высокопрочных экологически чистых материалов премиум-качества, которые также произведены исключительно собственными силами предприятия. 

Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Электрогрузовик не только полностью разработан в РБ – он характеризуется практически полной локализацией, обеспечивающей импортонезаместимость как всех без исключения компонентов, так и интеллектуальной составляющей авто.

Важно

Полный вес машины составляет 12,5 т, без подзарядки она способна преодолевать до 200 км, чего с учетом назначения модели вполне достаточно.

Рассматривая устройство МАЗ-4381ЕЕ, можно заметить, что у него много общего с МАЗ-4381 – среднетоннажным 12-тонником, который появился на рынке пару лет назад. Именно он лег в основу новинки и передал ей многие свои характеристики, включая габаритную длину и величину колесной базы.

Рама и задний мост у электрогрузовика стандартные, они давно запущены в серийное производство Минским автозаводом и многократно подтверждали свое качество на практике. Правда, от внедрения в конструкцию механизма блокировки межколесного дифференциала конструкторы почему-то отказались. 

Само собой разумеется, что исключен из конструкции модели и классический двигатель внутреннего сгорания вместе с системой питания – взамен установили электропривод. 

Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Отличительной особенностью ходовой МАЗ-4381ЕЕ стала передняя подвеска. Она представляет собой надежный рессорно-пневматический узел вместо привычного рессорного, который использован в прототипе. Сзади установлена пневмоподвеска, которая, как и передняя, дополнена стабилизаторами поперечной устойчивости, позволяющими более точно и плавно входить в повороты.

При полной массе в 12 т (как и прототип МАЗ-4381) грузоподъемность предмета нашей беседы, по крайней мере, в модификации бортовой платформы, снизилась на 1,5 тонны. Все потому, что пришлось разместить «на борту» аккумуляторные батареи емкостью в 300 А/ч. 

Электрогрузовик МАЗ-4381

Аккумуляторный блок состоит из 3 частей. Место для него нашлось на раме. Две части находятся по обе ее стороны, а третья – спереди, под кабиной. Средний расход энергии составляет 0,98 кВт/ч на каждый километр пути. Благодаря реализации интегрированной системы рекуперации энергии разработчикам удалось добиться значительного снижения расхода энергии путем использования энергии торможения, что весьма актуально при эксплуатации машины в городском цикле. 

Автомобиль оснащен зарядным портом европейского образца - CCS Combo 2, а это яркое свидетельство того, что разрабатывался он, скорее всего, с прицелом на рынок стран Евросоюза, где ведется активная электрификация рынка грузового автотранспорта. На полную зарядку батарей от обычной электросети модели потребуется около 12 часов, при использовании быстрой зарядки достаточно будет и 3 часов.

Технические характеристики

Описывая технические характеристики электрогрузовика, приведем сухие, но при этом весьма красноречивые цифры:

Технические характеристики Значения
Полный вес, т 12
Грузоподъемность, т 3,89
Габариты (ДхШхВ), м 6,1 х 2,48 х 2,55
Величина колесной базы, м 4,2
Максимальная скорость движения, км/ч 90
Запас хода  до 200 км (в реальности же он варьируется в пределах 100-130 км)
Вместительность грузовой платформы, куб. м 39

Двигатель

Как уже говорилось выше, вместо классического ДВС в траке использован асинхронный электродвигеталь номинальной мощностью в 130 кВт, оснащенный системой жидкостного охлаждения. Силовая установка разработана ОАО «Могилевлифтмаш».

Максимальный крутящий момент достигает 600 Нм. Коробка передач четырехступенчатая с электроприводом, позволяющая автомобилю экономнее расходовать энергию во время запуска мотора и в процессе разгона. Управляются двигатель и коробка передач электронным контроллером. 

Двухступенчатый редуктор

Над созданием 2-ступенчатого согласующего редуктора трудился штат Объединенного института машиностроения РБ. К сожалению, пока это все, что известно о данном узле, какие-либо другие подробности о нем производитель не разглашает.

Параметры кузова

Электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ

Планируется, что автомобиль будет поставляться в различных вариантах надстройки, именно поэтому впервые его представили публике в модификации грузового шасси.

Габариты кузова составляют 6,15 на 2,48 на 2,55 м, вместительность тентованной грузовой платформы равна 39 кубометрам. Интересно, что для удобства погрузки/выгрузки ее оснастили сзади распашными дверями. 

Заключение

По состоянию на момент написания данного материала электрогрузовик МАЗ-4381ЕЕ проходит испытания в качестве экспериментальной модели, когда его можно будет увидеть на дороге, неизвестно. Сроки запуска машины в серию, как и ее стоимость, тоже пока не называются.

Рейтинг: 5
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 133
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 08-11-2023 / Обновлено: 08-11-2023
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: