МАЗ-5336 — среднетоннажник широкого профиля
МАЗ-5336 — крупнотоннажный грузовик 3-го поколения автомобилей МАЗ, выпускающийся на Минском автозаводе с 1988-го. Автомобиль имеет колесную формулу 4x2, оснащен дизельным ДВС и надежной МКПП. Используется для перевозки различных грузов в составе автопоезда или самостоятельно.
Оглавление
Может оборудоваться различными надстройками: бортовая и самосвальная платформа, кузов-фургон, контейнеровоз, цистерна, автобетоносмеситель и автовоз. Ниже рассмотрим, что это за грузовик, какова его история и техническая характеристика. Выделим особенности и цены на 2023 год.
Как появился МАЗ-5336
История грузовика началась в 1980-м, когда на Минском автозаводе была разработана программа по созданию нового поколения машин. Новая модель должна была заменить в производстве МАЗ-500 и 503, которые к тому времени морально устарели.
Разработка МАЗ-5336 велась в несколько этапов. Сначала были созданы эскизные проекты, на втором этапе изготовлены опытные образцы, на третьем — проведены испытания и доработки. На четвертом шаге автомобиль был запущен в производство.
Первый опытный образец построен в 1984 году. Автомобиль оснащался дизельным двигателем ЯМЗ-236 мощностью 250 л.с., МКПП ЯМЗ-238М и пневматической подвеской. В 1988-м начались испытания серийных автомобилей. В результате были выявлены некоторые недостатки, которые устранили в процессе доработок.
ВажноВ 1990-м МАЗ-5336 был запущен в производство. Автомобиль получил широкую популярность и стал одним из самых массовых грузовиков в СССР. Он представляет собой автомобиль-шасси с колесной формулой 4x2, предназначенный для монтажа различного рода специальных надстроек.
Назначение МАЗ-5336
Сфера применения рассматриваемого грузовика зависит от конкретной модификации и оборудования. К основным вариантам применения стоит отнести:
- Перевозка грузов. В эту группу входят контейнеры, сыпучие и строительные материалы, а также другие товары.
- Специализированные задачи. В зависимости от надстройки автомобиль может быть адаптирован для выполнения особых функций: перевозка топлива, воды, мусора или других материалов.
- Военные и оборонные цели. Некоторые модификации могут использоваться для военных целей, например, для транспортировки техники, ракетных систем, снарядов или иного оборудования.
- Работы в экстремальных условиях. МАЗ-5336 может быть приспособлен для работы в различных климатических условиях, включая снежные, грязевые или иные сложные дороги.
Общее назначение— перевозка грузов, а также выполнение разнообразных задач в сфере транспорта и логистики. При этом на выбор предлагается большой выбор надстроек:
- самосвальная платформа;
- кузов-фургон;
- кузов-контейнеровоз;
- бортовая платформа;
- автоцистерна;
- бетоносмеситель;
- автовоз.
Особенности устройства и технические характеристики МАЗ-5336
Желание купить МАЗ-5336 зачастую обусловлено универсальностью техники и наличием ряда плюсов. К основным стоит отнести следующие:
- Грузоподъемность. Может варьироваться в зависимости от модели и конфигурации. Грузовики спроектированы для перевозки тяжелых весов, что делает их полезными для различных промышленных и логистических задач.
- Неприхотливость в вопросе географического использования. МАЗ-5336 может применяться как на дорогах общего пользования, так и в более экстремальных условиях: леса, горы, пустыни или болотистые местности. Они могут использоваться для перевозки грузов в труднодоступных районах.
- Модификации и настройки. Машина представлена в различных версиях и настройках, включая кузовные варианты, типы двигателей, мосты и иные параметры, что позволяет выбрать оптимальное решение для конкретных потребностей.
- Экологичность. Некоторые модели могут быть адаптированы для удовлетворения современных экологических требований и стандартов, включая снижение выбросов вредных веществ.
- Множество вариантов кузовов (самосвал, рефрижератор, цистерна и другие), что делает его универсальным для различных видов грузоперевозок.
Для наглядности приведем некоторые характеристики модели:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Двигатель | 14.866 л, 240 л. с |
КПП | 5-ступенчатая |
Габариты (ДхШхВ), м | 8.6х2.5х3.16 |
Колесная база, м | 4,9 |
Скорость, км/ч | 100 |
Грузоподъемность,т | 7,7 - 15 |
Расход топлива, л / 100 км | 21,8 |
Объем емкости для топлива, л | 255 |
Дорожный просвет, см | 23 |
Год начала выпуска | 1988 |
Семейство двигателей
В качестве основного двигателя МАЗ-5336 используется ЯМЗ-238М2. Это V-образный 8-цилиндровый агрегат с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Предназначен для установки на многие автомобили Минского автозавода. Имеет следующие характеристики:
Характеристики двигателя | Значения |
---|---|
Вид | дизельный |
Питание | прямой впрыск |
Охлаждение | жидкостное |
Смазка | комбинированная |
Количество цилиндров | 8 |
Объем, л | 14.96 |
Мощность, л.с. | 330 |
Момент, Н*м | 1275 |
Также в зависимости от модификации могут устанавливаться и другие варианты моторов ЯМЗ. К наиболее популярным относится 236БЕ2 (150 л. с), 236БЕ3 (270 л. с), 238ДЕ2 (330 л. с), 238 ДЕ 3 (360 л. с), 6562.10 (250 л. с), 6582.10 (330 л. с).
Трансмиссия грузовика
Грузовик оснащается МКПП ЯМЗ типа 2381 или 2381-10. Первая трансмиссия отличается более широким диапазоном передаточных чисел, что позволяет использовать автомобиль в сложных условиях.
Передачи | Передаточные числа ЯМЗ-2381 | Передаточные числа ЯМЗ-2381-10 |
---|---|---|
1 | 7,42 | 7,42 |
2 | 5,29 | 5,29 |
3 | 3,79 | 3,79 |
4 | 2,66 | 2,89 |
5 | 1,98 | 2,33 |
6 | 1,51 | 1,98 |
7 | 1,26 | 1,66 |
8 | 1,00 | 1,37 |
9 | 0,81 | 1,15 |
10 | - | 0,94 |
ЗХ | 7,42 | 7,42 |
Коробка передач состоит из следующих элементов:
- корпус — отлит из чугуна и служит основанием для других узлов;
- валы — служат для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам;
- переключатели передач — обеспечивают выбор необходимого передаточного числа;
- сцепление МАЗ-5336 — передает крутящий момент от двигателя к коробке передач.
Подвеска, ходовая часть
Грузовик имеет 2-скатную пневматическую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Передняя состоит из пары продольных полуэллиптических рессор, такого же количества реактивных штанг и гидравлических амортизаторов. В состав задней входит пара продольных полуэллиптических рессор, 4-х реактивные штанги и пара гидравлических амортизаторов.
При движении автомобиля по неровной дороге, колеса автомобиля поднимаются или опускаются.Рессоры МАЗ-5336, деформируясь, гасят эти колебания.Реактивные штанги передают реактивные силы от колес к раме, а гидравлические амортизаторы обеспечивают дополнительный комфорт.
Рама — сварная конструкция, состоящая из пары продольных лонжеронов, объединенных между собой поперечинами. Изготовлены из высокопрочной стали, которая способна выдерживать большую нагрузку и перевозить тяжелые грузы.
Рулевое МАЗ-5336 построено гидравлическом принципе и с гидроусилителем. Состоит из следующих основных узлов:
- рулевая колонка — передача усилия от руля к механизму;
- механизм — преобразует вращательное движение рулевой колонки в поступательное движение вала;
- ГУР — облегчает поворот рулевого колеса.
Колеса машины дисковые с бескамерными шинами. Имеют размер 11,00R20.Тормозная система пневматическая с 2-контурным приводом. Состоит из следующих узлов:
- основной тормозной цилиндр — преобразует усилие от педали в давление системы;
- раздаточный тормозной кран — распределяет давление по контурам;
- пневмоцилиндры — приводят в действие колесные тормозные механизмы (обеспечивают торможение колес).
Мост МАЗ-5336 передает момент от ДВС к ведущим колесам автомобиля. Состоит из балки, главной передачи, дифференциала и полуоси. Оснащен 2-ступенчатой главной передачей с коническими шестернями. Дифференциал —межколесный, шестеренчатый. Полуоси — полуразгруженные и с плавающими фланцами.
Модификации МАЗ-5336
На выбор доступен большой выбор модификаций, которые отличаются грузоподъемностью, надстройками и другими характеристиками. Примеры МАЗ:
- 533603-220 — бортовая машина для транзитных перевозок;
- 53362 — грузовик с бортами, способный перевозить грузы до 8.28 т, имеет колесную формулу 4х2 и полный вес 18 т;
- 53363 — грузовик на 8.28 т с формулой 4х2 и двигателем ЯМЗ-238 Д;
- 53366 — бортовой 8,3-тонный грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2.
Также имеются и другие варианты — 533603 (250 л. с), 533605 (330 л. с) и т. д.
Кабина грузовика
Одна из особенностей — кабина МАЗ-5336, которая является важной частью конструкции, обеспечивая место для водителя и пассажиров, а также управление и комфорт во время перевозок.
Особенности:
- Представлена в различных конфигурациях в зависимости от модели и спецификаций. Доступны разные типы кабин: с одной койкой (одноместная) или двойная (двухместная). Некоторые модели имеют более просторные интерьеры и дополнительное оборудование для комфорта.
- Удобное управление. Кабина оснащена рулевым колесом, педалями газа, сцепления и тормоза, а также приборной панелью с инструментами и показателями. На приборке имеется спидометр, тахометр, манометры, индикаторы топлива и другие элементы для мониторинга работы грузовика.
- Кресла. У МАЗ с одной койкой есть одно водительское сиденье, а у двойной — два сиденья и пара коек для водителя и пассажиров.
- Освещение и вентиляция. Внутри достаточно света для комфорта в темное время суток. Также есть вентиляция.
Кабина имеет передние и боковые окна, а также зеркала заднего вида для обеспечения безопасности и обзора. Они могут быть регулируемыми, а некоторые модели имеют дополнительные элементы для улучшенной видимости.
Большой плюс — наличие внутри различных отделений и ящиков для хранения инструментов, документов и личных вещей. Также в некоторых версиях предусмотрены дополнительные сиденья или столик для удобства водителя в перерывах.
Кабина может быть оборудована системами pass-through или рулем стандарта «евро» в соответствии с современными стандартами безопасности. Это включает в себя системы пассивной и активной защиты, такие как подушки безопасности, антиблокировочные тормоза (ABS) и другие.
Дополнительные особенности:
- кузов кабины — цельнометаллический, сварной, изготовлен из стали;
- крыша — откидная, с люком;
- двери — две, открываются вперед;
- панель приборов — спидометр, тахометр, указатель уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, контрольные лампы;
- кресла — регулируемые по высоте и наклону спинки;
- отопительная система — водяная, с радиатором и вентилятором;
- вентиляция — принудительная с вентилятором;
- система электрооборудования — 12 В с АКБ;
- освещение — фары головного света, противотуманные, габаритные огни, указатели поворотов.
Цена МАЗ-5336
Стоимость базовой модели с двигателем ЯМЗ-6562.10 мощностью 250 л.с. и грузоподъемностью 15 тонн — от 2 500 000 рублей. Цены на машины с надстройками выше на 10-20%, а с дополнительными опциями могут быть больше на 5-10%.Б/у МАЗ-5336 стоит на 20-30% дешевле в зависимости от технического состояния.