МАЗ-5336 — среднетоннажник широкого профиля

МАЗ-5336 — крупнотоннажный грузовик 3-го поколения автомобилей МАЗ, выпускающийся на Минском автозаводе с 1988-го. Автомобиль имеет колесную формулу 4x2, оснащен дизельным ДВС и надежной МКПП. Используется для перевозки различных грузов в составе автопоезда или самостоятельно.

Может оборудоваться различными надстройками: бортовая и самосвальная платформа, кузов-фургон, контейнеровоз, цистерна, автобетоносмеситель и автовоз. Ниже рассмотрим, что это за грузовик, какова его история и техническая характеристика. Выделим особенности и цены на 2023 год.

Как появился МАЗ-5336

История грузовика началась в 1980-м, когда на Минском автозаводе была разработана программа по созданию нового поколения машин. Новая модель должна была заменить в производстве МАЗ-500 и 503, которые к тому времени морально устарели.

МАЗ-5336

Разработка МАЗ-5336 велась в несколько этапов. Сначала были созданы эскизные проекты, на втором этапе изготовлены опытные образцы, на третьем — проведены испытания и доработки. На четвертом шаге автомобиль был запущен в производство.

Первый опытный образец построен в 1984 году. Автомобиль оснащался дизельным двигателем ЯМЗ-236 мощностью 250 л.с., МКПП ЯМЗ-238М и пневматической подвеской. В 1988-м начались испытания серийных автомобилей. В результате были выявлены некоторые недостатки, которые устранили в процессе доработок.

Важно

В 1990-м МАЗ-5336 был запущен в производство. Автомобиль получил широкую популярность и стал одним из самых массовых грузовиков в СССР. Он представляет собой автомобиль-шасси с колесной формулой 4x2, предназначенный для монтажа различного рода специальных надстроек.

Назначение МАЗ-5336

МАЗ-5336

Сфера применения рассматриваемого грузовика зависит от конкретной модификации и оборудования. К основным вариантам применения стоит отнести:

  1. Перевозка грузов. В эту группу входят контейнеры, сыпучие и строительные материалы, а также другие товары.
  2. Специализированные задачи. В зависимости от надстройки автомобиль может быть адаптирован для выполнения особых функций: перевозка топлива, воды, мусора или других материалов.
  3. Военные и оборонные цели. Некоторые модификации могут использоваться для военных целей, например, для транспортировки техники, ракетных систем, снарядов или иного оборудования.
  4. Работы в экстремальных условиях. МАЗ-5336 может быть приспособлен для работы в различных климатических условиях, включая снежные, грязевые или иные сложные дороги.

Общее назначение— перевозка грузов, а также выполнение разнообразных задач в сфере транспорта и логистики. При этом на выбор предлагается большой выбор надстроек:

  • самосвальная платформа;
  • кузов-фургон;
  • кузов-контейнеровоз;
  • бортовая платформа;
  • автоцистерна;
  • бетоносмеситель;
  • автовоз.

Особенности устройства и технические характеристики МАЗ-5336

МАЗ-5336

Желание купить МАЗ-5336 зачастую обусловлено универсальностью техники и наличием ряда плюсов. К основным стоит отнести следующие:

  • Грузоподъемность. Может варьироваться в зависимости от модели и конфигурации. Грузовики спроектированы для перевозки тяжелых весов, что делает их полезными для различных промышленных и логистических задач.
  • Неприхотливость в вопросе географического использования. МАЗ-5336 может применяться как на дорогах общего пользования, так и в более экстремальных условиях: леса, горы, пустыни или болотистые местности. Они могут использоваться для перевозки грузов в труднодоступных районах.
  • Модификации и настройки. Машина представлена в различных версиях и настройках, включая кузовные варианты, типы двигателей, мосты и иные параметры, что позволяет выбрать оптимальное решение для конкретных потребностей.
  • Экологичность. Некоторые модели могут быть адаптированы для удовлетворения современных экологических требований и стандартов, включая снижение выбросов вредных веществ.
  • Множество вариантов кузовов (самосвал, рефрижератор, цистерна и другие), что делает его универсальным для различных видов грузоперевозок.

Для наглядности приведем некоторые характеристики модели:

Технические характеристики Значения
Двигатель 14.866 л, 240 л. с
КПП 5-ступенчатая
Габариты (ДхШхВ), м 8.6х2.5х3.16
Колесная база, м 4,9
Скорость, км/ч 100
Грузоподъемность,т 7,7 - 15
Расход топлива, л / 100 км 21,8
Объем емкости для топлива, л 255
Дорожный просвет, см 23
Год начала выпуска 1988

Семейство двигателей

В качестве основного двигателя МАЗ-5336 используется ЯМЗ-238М2. Это V-образный 8-цилиндровый агрегат с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Предназначен для установки на многие автомобили Минского автозавода. Имеет следующие характеристики:

Характеристики двигателя Значения
Вид дизельный
Питание прямой впрыск
Охлаждение жидкостное
Смазка комбинированная
Количество цилиндров 8
Объем, л 14.96
Мощность, л.с. 330
Момент, Н*м 1275

Также в зависимости от модификации могут устанавливаться и другие варианты моторов ЯМЗ. К наиболее популярным относится 236БЕ2 (150 л. с), 236БЕ3 (270 л. с), 238ДЕ2 (330 л. с), 238 ДЕ 3 (360 л. с), 6562.10 (250 л. с), 6582.10 (330 л. с).

Трансмиссия грузовика

Грузовик оснащается МКПП ЯМЗ типа 2381 или 2381-10. Первая трансмиссия отличается более широким диапазоном передаточных чисел, что позволяет использовать автомобиль в сложных условиях.

Передачи Передаточные числа ЯМЗ-2381 Передаточные числа ЯМЗ-2381-10
1 7,42 7,42
2 5,29 5,29
3 3,79 3,79
4 2,66 2,89
5 1,98 2,33
6 1,51 1,98
7 1,26 1,66
8 1,00 1,37
9 0,81 1,15
10   - 0,94
ЗХ  7,42 7,42

Коробка передач состоит из следующих элементов:

  • корпус — отлит из чугуна и служит основанием для других узлов;
  • валы — служат для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам;
  • переключатели передач — обеспечивают выбор необходимого передаточного числа;
  • сцепление МАЗ-5336 — передает крутящий момент от двигателя к коробке передач.

Подвеска, ходовая часть

Грузовик имеет 2-скатную пневматическую подвеску с гидравлическими амортизаторами. Передняя состоит из пары продольных полуэллиптических рессор, такого же количества реактивных штанг и гидравлических амортизаторов. В состав задней входит пара продольных полуэллиптических рессор, 4-х реактивные штанги и пара гидравлических амортизаторов.

При движении автомобиля по неровной дороге, колеса автомобиля поднимаются или опускаются.Рессоры МАЗ-5336, деформируясь, гасят эти колебания.Реактивные штанги передают реактивные силы от колес к раме, а гидравлические амортизаторы обеспечивают дополнительный комфорт.

МАЗ-5336

Рама — сварная конструкция, состоящая из пары продольных лонжеронов, объединенных между собой поперечинами. Изготовлены из высокопрочной стали, которая способна выдерживать большую нагрузку и перевозить тяжелые грузы.

Рулевое МАЗ-5336 построено гидравлическом принципе и с гидроусилителем. Состоит из следующих основных узлов:

  1. рулевая колонка — передача усилия от руля к механизму;
  2. механизм — преобразует вращательное движение рулевой колонки в поступательное движение вала;
  3. ГУР — облегчает поворот рулевого колеса.

МАЗ-5336Колеса машины дисковые с бескамерными шинами. Имеют размер 11,00R20.Тормозная система пневматическая с 2-контурным приводом. Состоит из следующих узлов:

  • основной тормозной цилиндр — преобразует усилие от педали в давление системы;
  • раздаточный тормозной кран — распределяет давление по контурам;
  • пневмоцилиндры — приводят в действие колесные тормозные механизмы (обеспечивают торможение колес).

Мост МАЗ-5336 передает момент от ДВС к ведущим колесам автомобиля. Состоит из балки, главной передачи, дифференциала и полуоси. Оснащен 2-ступенчатой главной передачей с коническими шестернями. Дифференциал —межколесный, шестеренчатый. Полуоси — полуразгруженные и с плавающими фланцами.

Модификации МАЗ-5336

МАЗ-5336

На выбор доступен большой выбор модификаций, которые отличаются грузоподъемностью, надстройками и другими характеристиками. Примеры МАЗ:

  • 533603-220 — бортовая машина для транзитных перевозок;
  • 53362 — грузовик с бортами, способный перевозить грузы до 8.28 т, имеет колесную формулу 4х2 и полный вес 18 т;
  • 53363 — грузовик на 8.28 т с формулой 4х2 и двигателем ЯМЗ-238 Д;
  • 53366 — бортовой 8,3-тонный грузовой автомобиль с колесной формулой 4х2.

Также имеются и другие варианты — 533603 (250 л. с), 533605 (330 л. с) и т. д.

Кабина грузовика

Одна из особенностей — кабина МАЗ-5336, которая является важной частью конструкции, обеспечивая место для водителя и пассажиров, а также управление и комфорт во время перевозок. 

МАЗ-5336

Особенности:

  • Представлена в различных конфигурациях в зависимости от модели и спецификаций. Доступны разные типы кабин: с одной койкой (одноместная) или двойная (двухместная). Некоторые модели имеют более просторные интерьеры и дополнительное оборудование для комфорта.
  • Удобное управление. Кабина оснащена рулевым колесом, педалями газа, сцепления и тормоза, а также приборной панелью с инструментами и показателями. На приборке имеется спидометр, тахометр, манометры, индикаторы топлива и другие элементы для мониторинга работы грузовика.
  • Кресла. У МАЗ с одной койкой есть одно водительское сиденье, а у двойной — два сиденья и пара коек для водителя и пассажиров.
  • Освещение и вентиляция. Внутри достаточно света для комфорта в темное время суток. Также есть вентиляция.

Кабина имеет передние и боковые окна, а также зеркала заднего вида для обеспечения безопасности и обзора. Они могут быть регулируемыми, а некоторые модели имеют дополнительные элементы для улучшенной видимости.

Большой плюс — наличие внутри различных отделений и ящиков для хранения инструментов, документов и личных вещей. Также в некоторых версиях предусмотрены дополнительные сиденья или столик для удобства водителя в перерывах.

МАЗ-5336

Кабина может быть оборудована системами pass-through или рулем стандарта «евро» в соответствии с современными стандартами безопасности. Это включает в себя системы пассивной и активной защиты, такие как подушки безопасности, антиблокировочные тормоза (ABS) и другие.

Дополнительные особенности:

  • кузов кабины — цельнометаллический, сварной, изготовлен из стали;
  • крыша — откидная, с люком;
  • двери — две, открываются вперед;
  • панель приборов — спидометр, тахометр, указатель уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, контрольные лампы;
  • кресла — регулируемые по высоте и наклону спинки;
  • отопительная система — водяная, с радиатором и вентилятором;
  • вентиляция — принудительная с вентилятором;
  • система электрооборудования — 12 В с АКБ;
  • освещение — фары головного света, противотуманные, габаритные огни, указатели поворотов.

Цена МАЗ-5336

МАЗ-5336

Стоимость базовой модели с двигателем ЯМЗ-6562.10 мощностью 250 л.с. и грузоподъемностью 15 тонн — от 2 500 000 рублей. Цены на машины с надстройками выше на 10-20%, а с дополнительными опциями могут быть больше на 5-10%.Б/у МАЗ-5336 стоит на 20-30% дешевле в зависимости от технического состояния.

Рейтинг: 4
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 374
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 16-10-2023 / Обновлено: 16-10-2023
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: