Карьерный самосвал БелАЗ-7540
БелАЗ-7540— карьерный самосвал, отличающийся компактностью, сравнительно небольшой грузоподъемностью и маневренностью.
Оглавление
Выпускается с 1992 года, способен перевозить до 30 тонн веса и выпускается в четырех версиях: «А», «В», «Е» и «К». Ниже рассмотрим, для каких целей применяется грузовик, какие у него технические характеристики, в чем особенности кабины, и в каких странах продается машина.
Назначение карьерного самосвала БелАЗ-7540
БелАЗ-7540— универсальный самосвал, применяемый для транспортировки песка, грунта и горной массы. Используется на дорогах разного типа и в любых климатических условиях.
ВажноПрименяется при возведении крупных объектов и дорожных покрытий, в горной промышленности к перерабатывающей сфере. Имеет наибольшую популярность при взаимодействии с погрузчиками или экскаваторной техникой, имеющей размер ковша от 4 до 8 куб. метров.
Описание спецтехники
Самосвалы БелАЗ-7540 производятся с 1992-го, но за годы выпуска их интерьер и экстерьер претерпели множество изменений. Эти элементы выделяются простотой и одновременной практичностью. Крупный капот занимает почти всю переднюю часть машины. Ниже установлена бампер прямого типа со встроенными в него фарами, а слева и справа предусмотрены лестницы для подъема.
Кабинная часть находится немного левее оси. Она комплектуется одной боковой дверцей и улучшенным остеклением. Интерьер салона не изобилует современными материалами, ведь разработчики сделали упор на практичность. За рулевым колесом находится классическая приборное панель с удобными для восприятия приборами. Рядом с подрессоренным водительским креслом установлено пассажирское сиденье.
Кузов БелАЗ-7540 изготовлен из прочного металла, имеет сварную конструкцию и профиль в 3-угольном исполнении. Во всех версиях самосвала предусмотрен выступающий козырек, который защищает водителя и пассажира в кабине от механических воздействий. Для работы в холодное время года предусмотрен подогрев дна с помощью тепла выхлопной системы.
Эксплуатацию грузовика упрощает устройство стопорения кузова в поднятой позиции. Максимальный угол наклона достигает 53 градусов, а для подъема применяются 3-ступенчатые гидроцилиндры телескопического типа. Для управления ими используется объединенный с рулевой системой гидроконтур. Его питают гидравлические насосы, имеющие шестеренчатый тип.
Емкость кузовной части зависит от модификации. К примеру, в версиях «А», «В» и «К» она составляет» 15.1 или 19.2 куб. метра. Для версии «Е» этот параметр выше — 24.7 или 28.2 куб. м.
Особенности грузовика:
- Ходовая. Рамная часть повышенной прочности сделана с применением низколегированной стали. Имеет продольные лонжероны с коробчатым сечением. Спереди и сзади предусмотрена зависимая подвеска, построенная на пневмогидравлическом принципе. Дополняется рычагами и штангами продольного и поперечного типа соответственно. Ведущий мост имеет механический тип, одну главную передачу и дифференциал.
- Двигатель БелАЗ-7540. Самосвал комплектуется дизельным мотором ЯМЗ-240, предназначенным для крупной грузовой техники. На рассматриваемой модели устанавливаются модификации 240М2 и 240ПМ2 с 12 цилиндрами и V-образным позиционированием цилиндров. Версия ПМ2 отличается наличием турбированного наддува и выдает мощность в 360 лошадиных сил. При этом крутящий момент находится на уровне от 1275 до 1491 Н*м в зависимости от модификации. На версии «К» установлен мотор Cummins QSM11-C.
- Это 16-цилиндровый 400-сильный силовой агрегат с моментом 1898 Н*м. Имеет объем в 10.8 л и турбированный наддув для достойной динамики. Диаметр цилиндра и ход поршня находятся на уровне 12.5 и 14.7 см соответственно. Для легкости пуска в мороз предусмотрен предпусковой подогреватель. Средний расход горючего находится на уровне 115 л на 100 км.
- Трансмиссия. В комплексе со всеми видами моторов работает 5-ступенчатая гидромеханическая КПП. В некоторых моделях встречается 3-ступенчатый вариант. Применение гидромеханической передачи упрощает процесс управления самосвалом, а гидравлический трансформатор уменьшает нагрузки в трансмиссии, обеспечивая устойчивую работу мотора в разных условиях. Грузовик комплектуется парой карданных передач открытого типа. На переднем кардане предусмотрена упругая муфта.
- Рулевая система. Конструктивно представляет собой винт с шариковой гайкой, а также поршень-рейку. Комплектуется ГУР для более удобного управления. Несмотря на большие размеры БелАЗ-7540, грузовик имеет малый радиус разворота и обеспечивает улучшенную маневренность, что важно для грузовиков такого типа.
- Гидросистема. Гидравлическая система имеет объединенный тип, проста и обеспечивает минимальные потери мощности. На подъем и опускание кузова уходит не больше 20 с. Максимальное давление достигает 13.5 МПа. Конструктивно гидросистема состоит из гитары, представляющей собой 3-вальную конструкцию. Между мотором и гитарой находится кардан, оснащаемый передней муфтой на шарнире.
- Тормоза. Состоят из четырех систем — рабочей, стояночной, дополнительной и запасной. Рабочая часть состоит из барабанной системы и управляется отдельными пневмоприводами. Стояночная представляет собой колодочный механизм с приводом пружинного типа и колодочной системой. Дополнительный тормоз состоит из замедлителя, работающего на гидродинамическом принципе и имеющего электроуправление. В состав запасной системы входит ручник и рабочий контур тормоза.
Технические характеристики
При изучении особенностей самосвала важно знать технические характеристики БелАЗ-7540. К основным параметрам стоит отнести:
Технические характеристики | Значения |
---|---|
Вес полный, т | 52,6 |
Нагрузка на ось переднюю / заднюю, т | 10.55 / 11.2 на пустой и 17.1 / 34.65 на загруженной технике |
Максимальная скорость, км/ч | 50 |
Мощность двигателя, л.с. | 360 - 420 |
Объем двигателя, л | 10,8 - 22,3 |
Радиус разворота, м | 8.7 - внешний, 10 - габаритный |
Колесная база, м | 3,55 |
Объем бака, л | 420 |
Угол подъема, град. | 10 |
Тормозной путь при 40 км/ч, м | 22 |
Напряжение бортовой сети, В | 24 |
Колеса Белаза-7540 имеют размер 18.00-25; 18.00R25, НСЗ2, а обод — 13.00-25/2.5. Оптимальное давление составляет 6 кгс/кв. см, которое необходимо поддерживать в процессе эксплуатации. Габаритные размеры самосвала составляют 7.11/7.16/7.41 по длине, 3.86/3.9 м по ширине и 3.9/3.93 м по высоте.
При эксплуатации важно знать объем заправочных емкостей. К примеру, у системы охлаждения этот параметр составляет 80 и 98 л в зависимости от мотора, гидросистема вмещает 115 л, гидромеханическая передача 60 и 70 л. В цилиндрах подвески спереди и сзади помещается по 9 л.
Двигатели
Отдельного внимания заслуживают технические характеристики моторов грузовика Белаз-7540.
Для ЯМЗ-240 ПМ2:
- мощность — 420 л. с;
- поршневой ход / диаметр цилиндра — 14 / 13 см;
- крутящий момент при 1600 об/мин — 1491 Н*м;
- объем — 22.3 л;
- число цилиндров — 12;
- удельное потребление горючего — 228 г/кВт*ч.
Для ЯМЗ-240 М2:
- мощность — 360 л. с;
- поршневой ход / диаметр цилиндра — 14 / 13 см;
- крутящий момент при 1600 об/мин — 1275 Н*м;
- объем — 22.3 л;
- число цилиндров — 12;
- удельное потребление горючего — 230 г/кВт*ч.
Для Qummins QSM11-C:
- мощность — 400 л. с;
- поршневой ход / диаметр цилиндра — 14.7 / 125 см;
- крутящий момент при 1600 об/мин — 1898 Н*м;
- объем — 10.8 л;
- число цилиндров — 6;
- удельное потребление горючего — 228 г/кВт*ч.
Данные сведем в таблицу
Характеристики двигателей | ЯМЗ-240 ПМ2 | ЯМЗ-240 М2 | Qummins QSM11-C |
---|---|---|---|
Мощность, л.с. | 420 | 360 | 400 |
Поршневой ход / диаметр цилиндра, см | 14 / 13 | 14 / 13 | 14 / 12,5 |
Крутящий момент при 1600 об/мин, Н*м | 1491 | 1275 | 1898 |
Объем, л | 22,3 | 22,3 | 10,8 |
Число цилиндров | 12 | 12 | 6 |
Удельное потребление горючего, г/кВт*ч | 228 | 230 | 228 |
Кабина
Самосвал Белаз-7540 имеет вместительную кабину, которая немного смещена относительно центра. Внутри она выделяется спартанским оформлением и не имеет лишних элементов. Все устройства находятся в непосредственной близости от водителя и доступны для управления. Водительское кресло установлено на торсионной подвеске, что обеспечивает высокий уровень комфорта. Для удобства сиденье можно регулировать по наклону и высоте.
Машина имеет оптимальную обзорность, которая обеспечивается 3-слойными закланными стеклами. Есть очиститель и омыватель стекла. Также предусмотрен вентилятор и жидкостный отопитель. Для поворота руля требуется небольшое усилие, а руль можно регулировать по высоте и наклону.
Рулевое управление полностью соответствует стандартам ISO-5010. Что касается оснащения в целом, оно на 100% соответствует действующим требованиям, гарантирует безопасность труда и высокий уровень комфорта.
Достоинства и недостатки машины
Производитель самосвала выделяет ряд характеристик, которые делают технику по-настоящему конкурентоспособной.
К основным стоит отнести:
- объединенная гидросистема на современных элементах, отличающихся простотой и низкой вероятностью потери мощности;
- гидромеханическая трансмиссия с 5-ю ступенями вперед и двумя назад, что позволяет выбрать оптимальную скорость;
- надежная пневмогидравлическая подвеска со встроенным гидроамортизатором, отличается плавностью хода и хорошей производительностью;
- мощная рама и платформа, сделанные из современных материалов;
- дизельные моторы, обеспечивающие оптимальную удельную мощность и топливную экономичность, а также легкость пуска в холодную погоду;
- увеличенная поверхность фрикционных накладок, что обеспечивает эффективное торможение;
- короткая колесная база, гарантирующая улучшенную маневренность;
- объединенная гидравлическая система, в основе которой лежат унифицированные, надежные и конструктивно простые элементы.
Грузовик отличается большим сроком службы, который объясняется надежностью всех узлов и применением качественных материалов при изготовлении рамных элементов.
К минусам стоит отнести:
- сравнительно небольшаяг рузоподъемность Белаз-7540;
- большой расход солярки, который при таком весе перевозимых грузов не всегда оправдан;
- высокий уровень шума внутри кабины;
- сложность управления в сравнении с обычным грузовым автомобилем;
- необходимость привыкания к ручке трансмиссии;
- проблемы выезда из бокса с размером ворот на 30-40 см больше техники.
Самосвал продается в двух комплектациях. В стандартной версии есть выталкиватели и отбойники камней, системы тушения пожара и предпускового подогрева, автоматическая сказка и сигнализация. Под заказ можно получить кондиционер, электрический подогрев зеркал, автономный и дополнительный отопителькабинной части.
География продаж БелАЗ-7540
Около 70% техники, которые производятся на заводе, продаются в РФ. Машины получили широкое применение в горнодобывающей сфере, где не имеют конкурентов в соотношении цена и качество. Всего же география продаж насчитывает 32 страны, из которых 23 находятся далеко за рубежом. На 2-м месте после РФ идет Узбекистан. Далее — Индонезия, Эстония, Болгария, Сербия и Польша. Постепенно открываются рынки Бангладеша и Филиппин.
Стоимость БелАЗ-7540 находится на уровне 5-6 млн рублей в зависимости от модификации и мотора. На вторичном рынке за грузовик придется отдать около 4-х млн рублей. Но здесь важно смотреть на техническое состояние и качество обслуживания. Расходы на аренду составляют от 2-х тысяч рублей.
Заключение
БелАЗ-7540— надежный, маневренный и конструктивно простой самосвал, который активно применяется в строительной и горнодобывающей сфере.
Несмотря на небольшую грузоподъемность, он берет компактностью и способностью работать на ограниченных участках. Машина имеет оптимальные технические характеристики, которые во многом опережают конкурентов и делают технику по-настоящему удобной в эксплуатации.
БелАЗа 7540 В. Драйв-тест