Минский моторный завод, история и современность

Минский моторный завод – ранее советское, а сегодня – белорусское предприятие, крупнейший производитель силовых установок в Республике Беларусь и один из авторитетнейших профильных заводов такой направленности на всем постсоветском пространстве.

Статистика свидетельствует о том, что по количеству выпускаемых моторов ММЗ занимает первое место в СНГ, специализируясь на разработке и изготовлении двигателей для комбайнов и тракторов. Об истории этого гиганта, его становлении и о том, как обстоят дела на предприятии сегодня, пойдет речь в нашем материале. 

Начало работы ММЗ

Датой основания Минского моторного завода (ММЗ) считается 1963 год, именно тогда Советом народного хозяйства БССР было выдано распоряжение о признании предприятия «частично введенным в эксплуатацию». На первых порах заявленная мощность составляла 50 тыс. двигателей в год, но указанное количество постоянно увеличивалось (спрос на подобную продукцию тогда был более чем высоким). 

Успешной работе завода способствовало не только наращивание оборотов, но и расширение ассортимента. Так, после введения в эксплуатацию первой очереди ММЗ, которое, как и полагается, прошло в торжественной обстановке, основной моделью силовых установок стал Д-50. К концу первого года работы предприятия с его конвейера сошло без малого 12 тыс. экземпляров, ведь дружественный завод, осуществляющий сборку тракторов МТЗ-50, остро нуждался в таких агрегатах. 

Минский моторный завод

Предприятие росло и развивалось. Уже к концу первого года работы на нем был создан полноценный отдел сбыта, открылись новые цеха – энергетический, инструментальный, чуть позже ввели в эксплуатацию цех алюминиевого литья. 

К 1969 году на предприятии наладили выпуск новых моторов – Д-60. Их мощность в зависимости от модификации варьировалась в пределах 60-65 лошадиных сил, а предназначались агрегаты для установки на «Белорус» 500 Супер».

Еще через год указанный двигатель усовершенствовали, благодаря чему заметно увеличился его ресурс при более экономном расходе масла и горючего. Этот же период ознаменовался первыми поставками за рубеж – двигатели Минского моторного завода начали продавать в Германию.

Период расцвета предприятия

Минский моторный завод  Подробнее на сайте: https://perevozka24.by/pages/minskiy-motornyy-zavod-istoriya-i-sovremennost#5

В 1974 году предприятие поставило на поток производство инновационной по тем временам модели – 4-цилиндрового Д240 с прямым впрыском топлива. Мощность установок варьировалась в пределах 60-85 л. с., при этом они отличались сравнительно небольшим расходом топлива (работа над повышением экономичности моторов на заводе велась постоянно).

В том же году ММЗ отпраздновал выпуск миллионного двигателя. В 1975 международное сотрудничество расширилось, начались поставки продукции в такие страны, как Вьетнам, Пакистан, Болгария. 

Спустя 17 лет после начала производства завершился выпуск моторов Д-50, основной моделью, активно поставляемой и на внутренний рынок, и на экспорт, стал двигатель Д-240, который к тому времени демонстрировал весьма внушительный ресурс в 8 тысяч часов.

Д240

В 1982 с широким размахом предприятие отпраздновало сборку двухмиллионного мотора, а уже через год на базе завода учредили производственное объединение с одноименным названием, которое включило в себя головное предприятие, расположенное в столице, а также отдельные заводы – Борисовский и филиал в городе Столбцы. 

Важно

1988 год ознаменовался запуском в серию одной из наиболее востребованных силовых установок – Д-245, заметно улучшились эксплуатационные характеристики Д-240. В июле с конвейера сошел трехмиллионный силовой агрегат. 

Новая веха в развитии пришлась на начало 90 годов прошлого века. Тогда производственное объединение стало членом Ассоциации государственных предприятий, занимающихся изготовлением дизельных моторов, освоило производство автомобильных дизельных моторов (первый разрабатывался специально для АМО «ЗИЛ»), впервые установило свой движок на вошедший в серию МАЗ-5433.

Речь идет о силовой установке мощностью в 180 л. с., способной разогнать грузовик до скорости в 100 км/час. Тогда же, в 1992 году, в рамках пилотного проекта моторами, собранными на предприятии, начали оснащать «Икарусы-260». 

Начало работы

Летом 1993 состоялись испытания двигателей Д-245.20, которые уже соответствовали экологическим нормам Евро-1 и Евро-2. Год спустя удалось наладить выпуск Д-247, поставляемого на ЗЗГТ, тогда же на заседании выездной коллегии конструкторскому бюро предприятия была поставлена задача расширить ассортимент конкурентоспособных дизелей мощностью от 20 до 480 «лошадок». Работа закипела, и уже спустя несколько месяцев были представлены первые Д-260.5 с вертикальным размещением цилиндров, которые создавались под автобусы АМАЗ. 

В 1995 модельный ряд завода пополнился новым Д-260 и рядом его модификаций, тогда же был дан старт сертификации продукции, которая позволила беспрепятственно поставлять моторы от ММЗ в страны СНГ. В 1997 был освоен выпуск автомобильных и комбайновых силовых установок - 245.12 и Д-245.9, а также Д-260.4 соответственно. 

Д-245

В 1998 запустили новый конвейер по сборке 6-цилиндровых агрегатов, а уже к декабрю с него сошел 5-тысячный экземпляр данной модели. В виду высокого спроса на продукцию Минского моторного завода его руководству пришлось заняться сертификацией в UVMV, которая проходила в столице Чехии. Как результат – автомобильные моторы получили сертификат соответствия Евро-1, а тракторные - ЕЭК ООН №96.

В 1999 налажен выпуск Д-245.16 для массовых поставок на ОТЗ. Тогда же моторы получили сертификаты соответствия американскому стандарту ЕРА. В 2000 году с конвейера сошли первые Д-245.2, а уже через год - Д-260.9. Модели, предназначенные для установки на автомобили, получили документ, свидетельствующий об их соответствии Евро-2.

Партнеры завода ММЗ

Продукция ОАО «Минский моторный завод» известна не только на родине предприятия, но и далеко за ее пределами. Надежность, высокое качество, отличные эксплуатационные характеристики и доступная цена сделали ее популярной и в странах постсоветского пространства, и в других уголках земного шара. Дизельные, газопоршневые и газодизельные агрегаты, сошедшие с заводских конвейеров, поставляются в страны ЕАЭС – Армению, Кыргызстан, Казахстан, РФ. 

Однако основным торговым партнером является Россия, обеспечивающая предприятие стабильным потоком крупнейших заказов. К примеру, не так давно была поставлена мощнейшая насосная установка для кислотных сред в месторождение под Новым Тагилом, изготовлен газовый энергокомплекс 400 кВт для компании «Лукойл».

Горьковский автомобильный завод

Постоянными партнерами ММЗ являются Горьковский автомобильный завод, Завод им. Лихачева, Минский автомобильный завод. В мае 2006 года было подписано соглашение о стратегическом партнерстве и долгосрочном сотрудничестве с компанией «Robert Bosch GmbH», а в 2008 – с Тутаевским автомоторным заводом (РФ). 

Мы перечислили только крупнейших партнеров предприятия, на самом деле их куда больше, ведь продукция завода пользуется высоким спросом, и интерес к ней проявляют ведущие производители транспортных средств, иных агрегатов, а также компании и организации, работающие в разных сферах промышленности и народного хозяйства. По состоянию на сегодняшний день постоянными клиентами ММЗ являются более 60 промышленных предприятий, их количество увеличивается день ото дня.

Современные и перспективные модели

Самым современным двигателем от ММЗ сегодня является ММЗ-4DTI. Это высокопроизводительная силовая установка, предназначенная для оснащения автомобильной и сельхозтехники. Рабочий объем составляет 2,1 л., номинальная мощность – 75 л.с., максимальный крутящий момент – 2400 оборотов в минуту. Двигатель соответствует стандартам Stage 2.

Минский моторный завод

Отдельного внимания заслуживают моторы ММЗ-4D, выпуск которых был налажен в 2021 году. Это весьма перспективная модель, пригодная для установки в том числе и на автомобили марки УАЗ. 

В 2021 году на производственных мощностях предприятия был налажен выпуск малолитражных силовых установок MMZ-3LD, чья мощность варьируется в пределах 35-49 л. с. Планируется, что до конца текущего года будет запущено производство 4-цилиндровых моторов, которыми будут оснащать дорожно-строительную, коммунальную, сельскохозяйственную технику и некоторые модели легковых автомобилей.

Заключение

Минский моторный завод ежедневно собирает и выполняет отгрузку 3-6-цилиндровых двигателей, подавляющее большинство которых поставляется на другие предприятия и становится «сердцем» различного рода транспортных средств. Сегодня продукция предприятия продается более чем на 44 предприятия в Белоруссии,

России и других государствах. Модельный ряд включает свыше 40 модификаций силовых агрегатов и не менее 300 всевозможных исполнений. Продукция пользуется огромным спросом и составляет достойную конкуренцию европейским и американским аналогам.

Рейтинг: 6
Всего оценок: 2 Комментариев: 1 Просмотров: 863
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 24-11-2022 / Обновлено: 24-11-2022
Комментарии
Купцов алексей Великий новгород 30.04.2023

Да двигатель хороший ,но извините все тот же д-50

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: