Маршруты транзитных автомобильных грузоперевозок через Белоруссию

Белоруссия (официальное название – Республика Беларусь) получила независимость после распада СССР в середине 1990 года. Практически сразу же страна стала одним из основных направлений автомобильных грузоперевозок.

Особенно серьезные масштабы доставка товаров через Беларусь - из Европы в Россию и государства Азии, а также в обратном направлении – приобрела после создания Таможенного союза и Союзного государства России и Белоруссии. В результате серьезно упростилась процедура пересечения российско-белорусской границы, что повысило скорость грузоперевозок, включая автомобильные.

Сегодня транзит через Беларусь, несмотря на политический кризис в стране, продолжает оставаться одним из главных направлений товаропотоков между ЕС и Россией, Китаем, а также рядом других азиатских стран.

Географическое положение Белоруссии

Республика Беларусь имеет крайне выгодное расположение в самом центре Европы. Она граничит сразу с несколькими государствами – Россией, Украиной, Польшей, Латвией и Литвой.

Поэтому не стоит удивляться тому, что через территорию страны проходит большое количество транзитных товаропотоков, в том числе осуществляемых автомобильным транспортом. Фактически, Беларусь является центром пересечения маршрутов грузоперевозок между странами ЕС, с одной стороны, и Россией, Китаем, Казахстаном, другими государствами Таможенного Союза, с другой.

Географическое положение Белоруссии

Но популярность этого направления товаропотоков объясняется не только выгодным географическим положением. Значительную роль в увеличении объема автомобильных грузоперевозок сыграли еще три важных фактора:

  • международные санкции, введенные по отношению к России, начиная с 2014 года. Их результатом стало превращение Беларуси в своеобразную «серую» зону, неформально связывающую РФ с западным миром, в том числе – благодаря созданию Союзного государства;
  • испорченные политикой отношения России и Украины, географическое положение которой позволяло выступать транзитным государством. Причем наличие портов делало украинское направление товаропотоков даже более привлекательным, чем белорусское;
  • антироссийская политика трех прибалтийских государств. Они также имеют выход к морю, что потенциально предоставляло возможность осуществлять транзитные перевозки. Но сложные отношения с восточным соседом привели к постепенному снижению интенсивности экономических связей.

В результате сочетания географических и политических факторов Белоруссия стала главным связующим звеном, соединяющим Россию и страны Азии с Европейским союзом. Такое положение дел сохранялось в течение нескольких лет.

Но в 2020 году политический кризис коснулся самой Беларуси. Он начался после выборов Президента и активизировался в мае 2021 года после принудительной посадки самолета польской авиакомпании в аэропорту Минска.

Результатом стало введение масштабных санкций против Белоруссии со стороны ЕС. Об их экономических последствиях говорить еще рано, но можно сделать однозначный вывод в части негативного влияния на объемтранзитных грузоперевозок, как минимум, в 2021 году.

Динамика автомобильных грузоперевозок в Республике Беларусь

До 2019 года включительно транзит через Беларусь стабильно рос. Это в полной мере касается объемов автомобильных грузоперевозок. Например, в 2019 году количество грузовых автомобилей, пересекающих границы государства с Россией увеличилось, по сравнению с предыдущим годом, на 22, 5 тысяч и составил 2,3 млн. единиц техники. Общий объем транзита через Белоруссию в направлении ЕАЭС вырос до 17,5 млн. тонн, из которых 11,4 млн. тонн предназначалось конкретно для России.

В обратном направлении – из стран Таможенного союза в Европу – автотранспортом перевезено в 2019 году 22,8 млн. тонн грузов. Этот показатель на 2,1% выше, чем в 2018 году. Примерно половина указанного объема товаров приходится на Россию.

Точных статистических данных по 2020 году на данный момент еще нет. Единственный из имеющихся показателей – объем перевозок автомобильным транспортом самой Республики Беларусь. Он составил 159,8 млн. тонн, что включает как внутренние, так и внешние товаропотоки. По сравнению с 2019 годом значение показателя сократилось, хоть и незначительно – на 1,2%. Это стало следствием ограничений, введенных из коронавирусной инфекции, как в странах ЕС, так и Таможенного союза.

Важно

Важно отметить, что внутри Беларуси каких-то серьезных локдаунов попросту не было. Ограничительные меры, если и вводились, то в большинстве случаев соседними странами. Базовым направлением политики государства в течение 2020-2021 годов выступало стремление обеспечить режим максимального благоприятствования движению транспорта через Беларусь – как в направлении Евросоюза, так и в Россию, Китай и другие азиатские страны.

Именно поэтому падение объема автомобильных перевозок в Белоруссии оказалось таким незначительным. Но в середине 2021 года Лукашенко изменил государственную политику по вопросу транзита. В начале июля он объявил об ограничении движения грузов через Беларусь из Германии в Россию и Китай. Это стало ответом на международные санкции, введенные против страны Евросоюзом.

Если решение будет реализовано на практике, объем транзитных грузоперевозок по итогам 2021 года наверняка сократится, причем достаточно серьезно. Нужно понимать, что на данный момент такой вывод является прогнозом, но никак не фактом, подкрепленным точными статистическими данными.

Основные направления транзита

Через Беларусь проходит сразу несколько транспортных коридоров, признанных Евросоюзом и Россией в статусе общеевропейских. Главная транзитная автомагистраль – М1. Она выступает продолжением федеральной российской трассы с аналогичным названием и соединяет ее с европейским маршрутом Е30.

Длина белорусской части транспортного коридора Берлин – Варшава –Минск – Москва – Н. Новгород составляет 608 км. Именно он используется сегодня особенно интенсивно. По данному направлению осуществляется основной товарообмен между ЕС с одной стороны и Россией, Китаем, Казахстаном и другими государствами ЕАЭС с другой.

Грузоперевозки альтернативными маршрутами – через страны Прибалтики или Украину – сопряжены с серьезными политическими рисками.

 транзит через Белоруссию

 
Еще два общеевропейских транспортных коридора проходят по следующим маршрутам:

  • Хельсинки – СПб – Москва – Витебск – Гомель – Киев – Бухарест – Александруполис;
  • Клайпеда/Калининград – Вильнюс – Минск – Киев.

Эти направления движения транзитного грузового автотранспорта используются сегодня менее интенсивно. Причины – политические разногласия Белоруссии и соседних стран – Украины, Литвы и Латвии.

Не стоит забывать, что через территорию Республики Беларусь (Гомель и Минск) планируется прохождение Нового Шелкового пути. Единственное, что способно помешать совместным планам Китая и России – неконструктивная политика сегодняшнего руководства страны в лице Лукашенко.

Транспортная инфраструктура Белоруссии

Серьезным результатом государственной политики, проводимой Лукашенко в течение двух последних десятилетий стало улучшение транспортной инфраструктуры – как железнодорожной, так и автомобильной. Сегодня сеть качественных автомагистралей соединяет все соседние с Беларусью государства.

На начало 2019 года общая протяженность автомобильных магистралей страны составляла 86 967 км, из которых республиканское значение и усовершенствованное дорожное покрытие имели 15 929 км. Количество полноценных с точки зрения международных стандартов магистральных дорог равняется 13.

В 2020 году, несмотря на ограничения из-за COVID-19, реализовано несколько инвестиционных проектов. В числе наиболее важных:

  • ввод в эксплуатацию автомобильной дороги Могилев – Костюковичи (Р122);
  • ввод в эксплуатацию 2-й очереди автомобильной дороги Тюхиничи – граница Польши (Р16);
  • ввод в эксплуатацию обходной трассы Минск – Витебск (М3).

Правовое обеспечение удобного и надежного транзита

Базовым документом в области автомобильных перевозок грузов между Россией и Беларусью выступает Соглашение, подписанное правительствами двух государств в Минске 5 октября 2010 года. Его дополняют многочисленные законодательные и ведомственные акты, в том числе – объемная нормативно-правовая база, сформированная при образовании Таможенного союза ЕАЭС.

Важное значение для надежного и удобного транзита имеет создание Единого государства России и Беларуси, подкрепленное не менее внушительным количеством законодательной документации, объем которой постоянно увеличивается. Особенно серьезную актуальность реальное объединение двух стран приобрело после масштабного политического кризиса, возникшего в Республике Белоруссия во второй половине 2020 года.

Итог

Несмотря на сложную политическую ситуацию в стране и масштабные международные санкции, Беларусь остается ключевым направлением транзита товаров из Европы в Россию/Азию и обратно. Более того, его важность может возрасти в самое ближайшее время, если реализуются планы Китая по построению Нового Шелкового пути.

Рейтинг: -1
Всего оценок: 3 Комментариев: 1 Просмотров: 809
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 15-07-2021 / Обновлено: 15-07-2021
Комментарии
Алекс Белград 23.09.2023

Особенно усилился поток после 21 года а также в связи с введением эл пломбы, перецепки и санитарной обработки иностранных грузовиков. Важным фактором является отличная работа таможенных постов, пропускающих 50 грузовиков в сутки.

0
0
Ответить
Оставить комментарий
Общая оценка: