МАЗ-5516. Технические характеристики белорусского самосвала

МАЗ 5516 – это без преувеличения легендарная модель грузового авто, которое впервые сошло с конвейера в 1994-м году. По заявлениям производителя, Минского автозавода, оно позиционировалось как мощная машина, выносливая, современная, с повышенным уровнем комфорта, отлично подходящая для выполнения тяжелых задач. О том, что скрывается под распространенной аббревиатурой, и пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.

Общее описание, назначение МАЗ-5516

 МАЗ 5516

Самосвал МАЗ 5516 – это детище авторитетного белорусского автогиганта, предназначенное для транспортировки сыпучих грузов весом до 20-ти тонн. Его характеристики, спектр выполняемых задач впечатляют даже сегодня, когда на профильном рынке предостаточно надежных транспортных средств от ведущих мировых производителей. 

Правда, есть в «бочке меда» преимуществ авто и законная «ложка дегтя»: владельцы небезосновательно сетуют на то, что даже обещанный белорусами повышенный уровень комфорта оставляет желать лучшего. Отсюда вывод: машина – действительно зверь, но отнюдь не ласковый. Тем не менее, даже это не снизило ее популярность, обусловленную во многом широкой сферой применения:

  •  Городское хозяйство. Благодаря внушительной грузоподъемности авто активно используется во время вывоза мусора, в ходе транспортировки асфальта и прочих материалов.
  •  Сельскохозяйственная отрасль. Здесь ТС привлекали для транспортировки удобрений, грунта, всевозможных жидкостей в специальной таре, а также во время уборки урожая для перевозки зерновых культур и не только. 
  •  Строительство. Самосвал используют для перемещения сухих строительных смесей и растворов, кирпича, камней и других материалов – не только насыпных, но и таких, которые в процессе погрузки штабелируются. 
Важно

Примечательно то, что в процессе разработки модели конструкторы ориентировались именно на строительную сферу – ТС изначально адаптировалось для перемещения сыпучих материалов, и здесь 5516 зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Для него всегда хватало работы как в 90-е годы, так и сегодня.

Кузов самосвала МАЗ 5516 характеризуется простым, сдержанным дизайном, внушительными габаритами и наличием классических бортов. Изначально авто выполнялось в лучших традициях советского машиностроения, но в последних модификациях уже были внедрены определенные новшества, дополнительные опции, которые поспособствовали улучшению технических показателей и удобства использования.

К примеру, если первые МАЗы покрывались эмалью вручную, и качество такого покрытия было настолько далеко от идеала, что следы ржавчины появлялись на кузове уже спустя несколько лет, то сегодня эта проблема решена целиком и полностью. Завод-производитель применяет качественные лакокрасочные материалы, а также новейшее оборудование для их нанесения, что в общем и целом способствует повышенной износостойкости всех конструктивных элементов.

Говоря о кузове, стоит отметить, что он выполнен в виде прямоугольника, силуэт слегка округлен, это улучшает аэродинамические характеристики. Капот отсутствует, а мотор и остальные детали находятся под кабиной. Металлический бампер является ключевым элементом системы безопасности.

Модель достаточно высокая, поэтому для удобства посадки и высадки конструкторы предусмотрели ступеньку. Несколько зеркал с продуманными локациями минимизируют количество мертвых зон и способствуют хорошему углу обзора. 

В дополнение к кабине идет традиционный грузовой борт, который откидывается назад или в сторону. В последних модификациях был устранен серьезный недочет – дополнительное усиление рамы, выполняемое ранее кустарным образом, больше не требуется, так как абсолютно безопасная грузоподъемность сейчас находится на уровне около 23-х тонн. 

Это поспособствовало повсеместному распространению модели на родине, а также в России и прочих странах бывшего СНГ.

ИП, а также компании и предприятия различной направленности предпочитают простые, надежные, понятные и неприхотливые в уходе самосвалы более «продвинутой» и одновременно с этим дорогой технике от зарубежных производителей. Их и ремонтировать проще, и детали в случае необходимости всегда находятся в свободном доступе, а замену легко может выполнить даже сам водитель.

Габариты

Высота самосвала МАЗ составляет 3,1 метра при длине в 7,7 м. Ширина равна 2,5 метра. Модификации с задним типом разгрузки кузова поднимаются на максимальную высоту в 6 метров под углом в 49 градусов по отношению к ТС.

 МАЗ 5516

Если речь идет о моделях с боковой разгрузкой, максимальная высота выгрузки находится на уровне 4,1 метра. Длина кузова при этом составляет 5 метров, что является идеальным показателем для транспортировки объемных габаритных грузов. Полная масса машины в снаряженном виде – 13,5 тонн. 

Благодаря некоторым нововведением и усиленной раме машины последних лет выпуска с легкостью справляются с перевозкой груза массой до 23-х тонн. Если маршрут следования пролегает по качественному и ровному дорожному покрытию, грузоподъемность может быть увеличена до 30-ти тонн, по крайней мере, об этом авторитетно заявляют опытные автовладельцы. 

Технические характеристики самосвала МАЗ-5516

Над технической составляющей машины ее создатели трудились наравне с эргономикой на протяжении всего периода производства. Практика показывает, что все недостатки устранялись и все без исключения изменения пошли грузовику на пользу. 

Двигатель

 МАЗ 5516

За историю модели она оснащалась различными силовыми установками, однако все они работали исключительно на дизельном топливе. В линейку входили следующие агрегаты: ЯМЗ-238; ЯМЗ-238Д; ЯМЗ-6581.10; Deutz, их мощность составляла 240, 330, 400 лошадиных сил соответственно. Все моторы отвечали экологическим стандартам Евро-3.

При объеме бака в 350 литров расход топлива составлял в среднем 32 литра на 100 км пути, максимальная скорость движения достигала отметки в 88 км/час.  Примечательно то, что двигатели Deutz, закупаемые напрямую у немецкого завода-производителя, более долговечны, чем от Ярославского завода, однако и в обслуживании они куда более сложные. 

Трансмиссия

Моторы немецкого производства поставлялись в паре с 9-тиступенчатой механической коробкой передач (8 скоростей для движения вперед и одна – назад), однако в разные годы грузовик комплектовался МКП ЯМЗ-2391-02, ЯМЗ-2381-02, а также ZF 9S109. 

Ходовая

Что касается ходовой, подвески, то необходимо отметить, что изначально она была жесткой, и это отнюдь не способствовало комфорту езды, тряска в кабине была неимоверной, то позже разработчики устранили этот недочет. Они переработали подвеску, заменив рессоры, усилили ее по принципу «лонжерон в лонжероне», достигнув в итоге неплохих результатов. 

Тормозная система

В классическом исполнении тормоза у МАЗ 5516 барабанные с пневмоприводом. Такое решение многократно доказало свою эффективность и надежность благодаря тому, что передние и задние колеса тормозят по отдельности. 

В целом, механизм устроен следующим образом: в центре установлен барабан (съемный), он выполнен в форме цилиндра и установлен на ступице колеса (фиксируется с помощью болтов). На барабане смонтирован диск, внутри которого находятся колодки в количестве двух штук со съемными накладками, а также система привода. 

Коробка перемены передач

КПП самосвала отличается высокой надежностью и стабильностью работы. Она представляет собой 5-тиступенчатую механическую систему с двойной передачей ведущих мостов. Это значит, что де-факто мы имеем дело с десятью полноценными скоростями. 

Внушительно здесь и передаточное число. Оно составляет 7,24, что для авто такого класса и грузоподъемности более чем достаточно. Некоторые водители и вовсе считают, что 7,24 для этой модели многовато – дескать, она не сразу реагирует на команды и ведет себя несколько заторможенно. 

Рулевое управление и панель приборов самосвала

Панель приборов выполнена в аскетичном стиле, однако все, что нужно для контроля за работой машины, присутствует. Она легко читаема и удобна, но о каком бы то ни было дизайне говорить не приходится. 

Что касается рулевого управления, то оно не вызывает никаких нареканий и способствует комфорту эксплуатации транспортного средства. Пневматический гидроусилитель обеспечивает чуткость управления и оперативный отклик, а возможность регулировки руля по вылету и углу наклона позволяет с комфортом использовать транспортное средство даже водителям высокого роста и крепкого телосложения. 

Кабина водителя

Как уже писалось выше, комфортным рабочее место водителя не назовешь, однако в последних модификациях дела с ним обстоят лучше. Качество тепло- и шумоизоляции находится на среднем уровне, имеется автономный обогреватель для поддержания нормальной температуры в холодное время года. 

 МАЗ 5516

Примечательно то, что сегодня можно купить самосвал МАЗ 5516 с двумя видами кабин – 3-местной короткой, а также удлиненной, оснащенной к тому же двумя спальными местами.

Это вариант для дальних рейсов, однако он не получил широкого распространения. Особого внимания заслуживает хороший обзор, которому способствует внушительная площадь остекления, а также отсутствие мертвых зон благодаря нескольким зеркалам. 

Стоимость нового и б/у автомобиля

Самосвал выпускался на протяжении продолжительного периода времени, поэтому предложений по продаже модели на рынке предостаточно.

На выбор покупателей предложены варианты и по 150 тыс. руб. (логично, что это наиболее старые машины), и ТС, стоимость которых достигает 2 млн. 400 тыс. руб. Это новые модели без пробега с повышенным уровнем комфорта (насколько это возможно, конечно) и дополнительными опциями.

Итог

МАЗ-5516 – это известный грузовой автомобиль белорусского производства, который пользуется повышенным спросом не только на родине, но и в других странах ближнего зарубежья. Он надежен, вынослив и безотказен, неприхотлив в эксплуатации, отличается хорошей ремонтопригодностью. Недостатки, конечно, присутствуют, но пользователи отзываются о транспортном средстве положительно.

Рейтинг: 1
Всего оценок: 1 Комментариев: 0 Просмотров: 2946
Автор статьи: Анатолий Горобцов / Дата публикации: 03-08-2021 / Обновлено: 03-08-2021
Комментарии
Оставить комментарий
Общая оценка: